Ошибка P0016: что она означает, какие причины и как ее устранить?

Асинхронная — это и есть ошибка P0016 при проведении компьютерной диагностики. Относится к системной неисправности газораспределения двигателя внутреннего сгорания, влияет на уровень компрессии в цилиндрах и работу мотора в целом.

 

Техническая справка

Сначала проведу маленький автоликбез. Для контроля работы устройств и компонентов ГРМ (газораспределительного механизма), и в частности — для взаимного согласования углов и скорости вращения коленчатого и распределительного валов электронный блок (ЭБУ) использует сигналы датчиков положения указанных валов. Они, к слову, так и называются — датчик положения коленвала и датчик положения распредвала (или распредвалов, если их два). Они бывают разными по алгоритму работы — импульсными или аналоговыми, в зависимости от конструкции вашего двигателя.

грм

Если случается рассинхронизация работы валов, то последствия возможны самые непредсказуемые — от повышенных или плавающих оборотов и лихорадки двигателя до «встречи на Эльбе» клапанов с поршнями. А последствия подобной «встречи» могут быть крайне тяжелыми, вплоть до капитального ремонта двигателя и замены целых его частей — головки блока и даже самого блока цилиндров, — что означает фактически замену ДВС.

 

Основные признаки возникновения ошибки

При незначительном «расстройстве» сигналов этих датчиков двигатель будет продолжать работать, но на приборной доске может периодически загораться индикатор «CHECK ENGINE». А при первой же компьютерной диагностике на экране сканера выскочит та самая «ошибка Р0016».

 

Во многих современных конструкциях (в случае угрозы) ЭБУ дает команду двигателю перейти в аварийный режим или вообще отключает подачу топлива и искрообразование. О наличии ошибки P0016 можно понять вот по каким признакам:

 

  •  вначале появляются проблемы с запуском двигателя и при работе его на холодную;
  •  затем пропуски зажигания (лихорадка и рывки) могут проявиться при работе на повышенных нагрузках, например, при движении внатяг или на подъем;
  •  далее можно будет наблюдать нестабильные плавающие или повышенные холостые обороты на тахометре;
  •  и, наконец, изменится характер звука выхлопа.

 

Примечание: те страшилки в интернете, на которые указывают люди несведущие, типа перерасхода топлива и/или серого оттенка выхлопных газов, не значат ничего в сравнении с потенциальной или назревающей «капиталкой» двигателя. Но в любом случае и при первых же подозрениях — к спецам!

 

Причины появления ошибки Р0016

Ошибка Р0016 в основном характерна для двигателей с цепным приводом ГРМ, но и на «ременных» она тоже выскакивает. Поскольку датчиков, контроллеров и всяческих актуаторов в современном двигателе великое множество, поэтому и причин неадекватного его поведения также — много. А непосредственно данную ошибку могут провоцировать следующие неисправности:

  1.     Плохой контакт, именно с него и следует начинать свои поиски — по схеме «от простого к сложному».
  2.     Засорение фильтра клапана; зависит от сложности конструкции конкретного ДВС.
  3.     Загрязнение моторного масла и, как следствие, засорение каналов системы смазки — зависит исключительно от дисциплинированности автовладельца и его приверженности к соблюдению регламентов и сроков ТО. Проще говоря — следи за своим мотором!
  4.     Дефекты приводов механизма газораспределения в силу их естественного износа в процессе эксплуатации — растянутые и провисшие цепь или ремень, другие механические повреждения и износ роликов, успокоителей, натяжителей и тд.
  5.     …и еще огромное количество причин, а венчает этот список сбои «электронного характера» — программного обеспечения, например, в работе управляющего клапана системы сдвига фаз, а главное — в самом ЭБУ.

 

Причем подчеркну, поскольку это принципиально важно — все, о чем написано выше, касается «базовых параметров», а если начать углубляться в конструктивные спецификации, то этих причин будет еще больше. Ведь даже гидрокомпенсаторы клапанов уже значительно усложняют конструкцию двигателя и его ГР-механизма. Что уж говорить о фирменных и запатентованных системах, таких как CVVT — Continuous variable valve timing, или тойотовская VVT-i — Variable Valve Timing with intelligence. Прибавляйте сюда еще и собственные разработки грандов мирового автопрома BMW, Mercedes, Rolls-Royce… И, к слову, все они на русский переводятся как «система изменения фаз газораспределения». Многие из них «умеют» не только корректировать и смещать фазы, но также, например, и регулировать высоту открытия клапанов. 

 

Без специалиста тут никак!

 

Похожие ошибки при сканировании

Когда профессиональному мотористу, а точнее — специалисту по диагностике, задают вопрос: а какие ещё могут появляться ошибки, то реакция у всех спецов всегда одинакова — что за глупый вопрос?

 

Перечислю первое и «близлежащее», что приходит на ум:

 

  •       P0030 — смотри датчик кислорода перед нейтрализатором,
  •       P0036 — смотри датчик кислорода после нейтрализатора,
  •       P0171 — бедная топливовоздушная смесь;
  •       Ошибки 84 и 89, например, в автомобиле Chevrolet Cruze означают, что ЭБУ, с целью сохранности двигателя, «программно»  снизил заводскую мощность;
  •       P0500 — вопросы к датчику скорости, но это уже тормозная система, а точнее — к ABS…

 

…и таких ошибок диагностирующий компьютер в ином автомобиле может показать — БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ, и это НЕ преувеличение.

 

Как устранить ошибку Р0016 в моторах разных автомобилей

В силу огромного разнообразия конструкций с каждым конкретным мотором нужно работать «персонально», но рекомендации общего характера, конечно же, есть:

 

  1. Нужно проконтролировать работоспособность вышеназванных датчиков, а это, в первую очередь, датчики положения коленвала и распредвала. Без специального оборудования (например, осциллографа или даже бытового мультиметра) можно проверить их работоспособность, цитата из интернета: «…путем подбора и замены неисправного датчика исправным». Но кто из рядовых автовладельцев держит в багажнике комплекты запасных деталей и датчиков?
  2. Заменить моторное масло, все фильтры «по кругу», а еще лучше промыть масляную систему специальной присадкой (если это позволяет вам производитель вашего автомобиля), особенно каналы клапанной системы.
  3. Проверить состояние ремня/цепи ГРМ, роликов, шестерен, натяжителей-успокоителей и всех других сопряженных пар.

 

Однако все, выше перечисленные, процедуры следует предварить профессиональной компьютерной диагностикой.

 

Повторюсь, ошибка P0016 в различных моделях двигателей может иметь разные причины. Она относится к так называемым системным неисправностям, и на самом-то деле НЕ указывает на причину поломки, а — на место, где ее следует искать.

 

И, наконец, последнее — при помощи простого сканера ошибка P0016 не всегда может диагностироваться, и на все ваши вопросы вам однозначно сумеют ответить ЗДЕСЬ.

  

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер, журналист,

редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»,

специально для Injector.ua

Полезное Ошибка P0016: что она означает, какие причины и как ее устранить? Injector.ua 2021-01-06 1