Диагностика топливной системы автомобиля

 

Для начала скажу главное — не существует отдельно диагностики топливной системы (хотя и ее, конечно, также систематически проверять можно и даже нужно). Любая компьютерная диагностика автомобиля (КД) выполняется в комплексе. Профессиональный механик отдельные компоненты не станет даже рассматривать (и не будет с вами разговаривать, если вы будете утверждать и настаивать на том, что машина не едет и мотор барахлит исключительно от сбоев в топливной системе). Одних только датчиков, приборов и других электронных устройств в ином автомобиле несколько десятков, а то и несколько сотен.

 В частности, за работу двигателя отвечают две основные системы — питания и зажигания, а также механизмы и детали ГРМ, ШПГ, а также многие другие: 

  1. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ ДВС), сюда стекаются данные со всех устройств, приборов, датчиков и актуаторов.
  2. Датчики массового расхода воздуха и давления (и их иногда не один и не два).
  3. Датчики положений коленчатого и распределительного валов, дроссельной заслонки и многие другие.
  4. Датчики температуры охлаждающей жидкости и поступающего в систему питания воздуха.
  5. Указатели и датчики уровня топлива в баке, давления топлива в магистралях и других устройствах (если это дизель).
  6. Форсунки, клапаны, детали впрыска и устройства опережения угла зажигания.
  7. Детали и устройства EGR, выхлопной системы, каталитического нейтрализатора, фильтры и так далее.

…то есть, топливная система — только одна из многих, которая влияет на стабильную работу двигателя.

Издавна существует старое шофёрское правило: если не заводится или барахлит мотор, то в первую очередь смотреть нужно две вещи — бензин и искру, однако сегодня в современном двигателе этими двумя «вещами» обойтись не получится.

 

Признаки и причины возникновения неисправностей в работе топливной системы

Первые признаки, при которых следует поехать на компьютерную диагностику (а также на диагностику топливной системы), вполне явные и очевидные: 

  •         Машина «не едет»;
  •         Мотор работает с перебоями и его «колбасит»;
  •         Явно превышен расход топлива, причем неважно — бензин это, газ или дизель;
  •         Имеет место ощутимая потеря мощности мотора и вообще динамики автомобиля;
  •         Появились новые, незнакомые и подозрительные шумы и звуки в работе двигателя.

Помимо собственно КД (компьютерной диагностики) желательно проверить компрессию в цилиндрах. Дело в том, что ни один компьютер компрессию не увидит и не покажет, она измеряется исключительно механическим способом — приспособлением, которое называется: компрессометр. Услуга не сильно дорогая, но на состояние двигателя указать сумеет.

Определить состояние двигателя можно также при помощи эндоскопии. Эндоскоп — это специальный прибор, который позволяет посредством миниатюрной видеокамеры увидеть реальное состояние поршней, клапанов, форсунок и тп.

Давление в топливной системе автомобиля

Измерение давления в топливной системе

А причины, по которым происходит сбой в работе двигателя, могут быть самыми разными. Поскольку диагностировать все системы (питания и зажигания), а также механизмы (шатунно-поршневую группу, ГРМ и тд) сложно и накладно, поэтому обычно идут путём «от простого к сложному». Сначала свечи и форсунки (те самые показатели искры и бензина), и далее вглубь по нарастанию сложности проблемы и дороговизны устройств.

 

Диагностика, обслуживание и ремонт топливной системы двигателя

 В отличие от дизеля диагностировать работу системы питания бензинового двигателя, например, несколько проще. А последовательность операций следующая: 

  1. Начинают с топливного бака и бензонасоса. Поскольку в современных автомобилях топливный насос погружной, поэтому эти две детали автомобиля объединены. Сам бензонасос зачастую имеет собственный внутренний фильтр, а чистоту топливного бака, как правило, никто из автомобилистов не проверяет. А зря! Периодически это следует делать.
  1. Давление топлива, а также проверку работы регулятора давления в системе производят с помощью специального отдельного манометра. Замеры делаются на разных отрезках топливной магистрали, а  параллельно определяют и производительность самого насоса.
  1. Проверка и чистка форсунок — это отдельная тема и отдельная сложная процедура. На форсунках могут оказаться и накипи-нагары, и потеря ими герметичности, и проявиться некоторые другие неисправности. Диагностика проводится как без снятия форсунок, так и со снятием их с двигателя — на специальных стендах. Проверку, а особенно чистку форсунок следует проводить исключительно на профильном сервисе, потому что некоторые виды и типы современных форсунок не приемлют популярной так называемой «ультразвуковой чистки»; форсунки можно банально «убить», обратившись за сервисом туда, «где подешевле».

Существует также проверка систем рекуперации выхлопа, систем улавливания паров топлива, которые, казалось бы, прямого отношения к системе питания не имеют, но на работу двигателя оказывают существенное влияние.

Диагностика топливной системы

Диагностика топливной системы

 

Если диагностика устройств топливной системы показала некоторые негативные результаты, то перечень мер вам предложит сам автомеханик —промывку инжектора (форсунок) или общую промывку всей топливной системы, ремонт или замену некоторых компонентов.

Как часто нужно проводить диагностику

Регламентные ТО (на самом-то деле) прописаны в наших Сервисных книжках и Инструкциях по эксплуатации, однако жизнь постоянно указывает нам на необходимость корректировки наставлений производителей и дилерских рекомендаций. Это зависит от нескольких факторов: 

  1. Условий эксплуатации автомобиля (город или сельская местность, маленький городок или столица, пыльные или горные регионы и так далее);
  2. Стиля и манеры езды (агрессивный или спокойный, дёрганный городской или трассовый междугородний неторопливый размеренный);
  3. Качества применяемых ГСМ — горюче-смазочных материалов. Если «жизнь заставляет» вас заправляться не на брендованных АЗС, а на сельских запущенных заправках, а то и вовсе «из чужих бензобаков», то и качество топлива будет соответствующим, то есть — «никаким».

Во всех этих случаях межсервисные пробеги и сроки нужно сокращать, и, как показывает практика, порой — вдвое! Хуже от этого не будет, а мотор (и автомобиль) вам только спасибо скажут.

А если «у вас случилась радость», и вы приобретаете подержанный автомобиль, то на диагностику той же топливной системы (а лучше — всего автомобиля) вам однозначно!

 

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер и журналист,

специально для Injector.UA

Полезное Диагностика топливной системы автомобиля Injector.ua 2021-01-06 1