Компьютерная диагностика авто: для чего это нужно?
Ко мне довольно часто обращаются с вопросами: не знаю ли я в Киеве (или вообще в Украине) порядочный автосервис, где можно провести диагностику и найти то самое, которое «мешает работать мотору и ехать машине». Отвечаю, что конечно знаю, и это — правильно: любые «телодвижения» с автомобилем следует начинать с диагностики. Ведь любой доктор начинает именно с этого, с изучения проблем в организме, а только потом дает рекомендации и выписывает лекарства. Почему с автомобилем мы должны поступать по-другому?
Современные транспортные средства (любого типа, класса и назначения) сегодня сочетают в себе обилие сложных компонентов из механики, пневматики, гидравлики, имеют множество электрических, а главное, — электронных устройств и приборов, которые взаимодействуют между собой по самым сложным алгоритмам. В частности, для традиционного двигателя внутреннего сгорания, это:
- Система зажигания, если идет речь о бензиновых (газобаллонных) ДВС;
- Система питания, вне зависимости от типа потребляемого топлива — бензин (газ) или дизель;
- Система газораспределения, включая EGR, которая «отвечает» за рекуперацию выхлопа и его максимальную очистку от вредных веществ;
- Система смазки ДВС и не только его, но и вообще всех сопряженных между собой деталей и механизмов;
- Система охлаждения двигателя и некоторых других механизмов и узлов — коробок перемены передач (МКПП и, главное АКПП), деталей и некоторых компонентов трансмиссии, элементов ходовой части и тд.
Слаженной работой всей этой «команды» и занимаются электронные приборы и устройства, а «руководит процессом» электронный блок управления. Механики его так и называют — ЭБУ. Достаточно сказать, что только в системе питания сегодняшнего впрыскового (инжекторного) мотора имеется около полутора десятков датчиков, контроллеров и актуаторов, которые отправляют в электронный мозг (ЭБУ) целые массивы данных:
- Датчик расхода воздуха.
- Датчики давления (и их порой не один-два).
- Датчик положения коленчатого вала.
- Датчик положения распределительного вала.
- Датчики температуры охлаждающей жидкости (и их также бывает несколько).
- Датчики температуры поступающего в двигатель воздуха, а также температуры и состава выхлопа.
- Регуляторы холостого хода двигателя.
- Датчик заслонки.
- Компоненты каталитической нейтрализации.
…и зачастую это далеко не весь список компонентов, и его длина зависит от конструкции конкретного двигателя. А ведь именно двигатель в любом автомобиле является не только самой дорогой (после кузова) «деталью» авто, но и самой сложной!
Добавляйте сюда системы:
- управления самим двигателем;
- тормозной системы и их электронных помощников (ESP, ABS, антипробуксовочных, противозаносных и т.д.);
- круиз-контроли и автопилоты;
- приборы и устройства (электронные помощники) систем активной безопасности;
- электронные помощники системы пассивной безопасности, которые также работают в связке с целым дивизионом датчиков, преднатяжителей, подушек и тд;
- управления микроклиматом в пассажирском салоне;
- защиты авто от несанкционированного доступа (сигнализации, секретки, иммобилайзеры и т.п.);
- прибавляйте сюда заводское и дополнительно установленное автовладельцем оборудование.
Любой из всех, выше названных, компонентов если вдруг забарахлит, то сразу же начинается — «машина не едет», «жрёт как не в себя» и «колбасит». Отсюда настроение у водителя какое? Никакое!
Компьютерная диагностика: цели и задачи
Цели понятные — выявить причину (или причины) плохого настроения водителя. Задачи также понятны — устранить причины этого самого плохого настроения.
КД сегодня является не только самым эффективным и самым надежным способом контроля и проверки работоспособности двигателя и в целом автомобиля, но фактически — единственным, поскольку электронных компонентов тут, я специально повторюсь, великое множество. А самая большая прелесть компьютерной диагностики заключается в том, что она позволяет не только своевременно выявить и определить неисправности, но также спрогнозировать еще скрытые, потенциальные поломки. К-диагностика детализирует и выявляет самые незначительные сбои, баги и прочие дефекты в работе, что позволяет предотвратить не только серьезную, но и, может быть, фатальную поломку узла, агрегата, системы.
То есть, вы, как автовладелец, посредством компьютерной диагностики реально экономите на предстоящем, и вполне вероятном, весьма дорогостоящем ремонте.
Этапы проведения диагностики
Компьютерная диагностика (КД) проводится довольно просто. Через специально предусмотренные производителями диагностические разъемы к бортовой электронной системе автомобиля подключается специальный прибор. Эти приборы бывают разными — дилерскими специализированными по конкретной марке, универсальными мультимарочными и даже любительскими бытовыми, которые могут работать с вашим собственным смартфоном.
В зависимости от поставленных вами задач, а также от сложности и специализации диагностического оборудования, сканер сначала считывает с ЭБУ всю информацию, так называемые коды ошибок. Данные обычно отображаются на экране или мониторе, а потом специальная программа расшифровывает данные и коды, выдает отчет о состоянии датчиков, контроллеров, систем, узлов и механизмов. Процесс снятия этих данных занимает не очень много времени — от 10 до 30 минут (в зависимости от сложности и целей поставленных задач и конструкции двигателя).
Специалисты также выделяют:
- предварительную (первичную) диагностику, которая на самом-то деле весьма поверхностная,
- а также профессиональную «глубинную», которая помогает не только выявить и обнаружить проблемы, но и согласовать, скорректировать работу систем и механизмов.
Среди наиболее популярных вопросов и запросов в интернете по поводу КД звучит так:
Можно ли автомобильную диагностику провести самостоятельно?
Вопрос не корректен и причин тому несколько. Главная — в профессиональности оборудования. Ведь подавляющее большинство любительских, полупрофессиональных, да и многих мультимарочных, сканеров — да, способны выявить проблему, «обозначить» и определить коды ошибок, но расшифровать их не сумеет. Данные приборы способны лишь указать место поломки и даже «стереть» ошибку из памяти ЭБУ, но не устранить саму проблему.
Вторая главная причина — в профессиональной компетентности «оператора». Рядовой автовладелец лишь почешет затылок, и не каждый специалист разберется и сумеет ответить на все те вопросы, которые обозначил прибор-сканер.
А ведь общеизвестно, что скупой платит трижды:
— первый раз за плохо сделанную работу и за маленькие деньги;
— второй раз за переделывание плохо сделанной работы и уже за несколько большие деньги;
— и третий раз, наконец, профессионалу, за грамотно и правильно выполненную работу.
И зачем платить трижды?
Когда проходить диагностику?
Как отдельная операция при плановых регламентных ТО компьютерная диагностика в Инструкции по эксплуатации не всегда прописана. Однако профессиональные механики рекомендуют привязывать ее как раз к плановым межсервисным пробегам или, как минимум, проходить КД один раз в год.
Кроме этого, существует еще несколько сложившихся сценариев, в зависимости от цвета пиктограммы, появившейся на приборной доске:
- Желтые и/или оранжевые сигналы обозначают проблему, но не требуют обязательного и немедленного посещения автосервиса;
- Желтые мигающие указывают, что посетить автосервис следует при первой появившейся возможности;
- Красная пиктограмма указывает, что необходимо остановиться, прекратить движение и немедленно вызывать помощь, вплоть до эвакуатора.
А еще практика показывает, что на диагностику приезжают в случаях покупки подержанного автомобиля. Тут уж сам бог велел!
Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер и журналист,
специально для Injector.ua