Компьютерная диагностика авто: для чего это нужно?

Ко мне довольно часто обращаются с вопросами: не знаю ли я в Киеве (или вообще в Украине) порядочный автосервис, где можно провести диагностику и найти то самое, которое «мешает работать мотору и ехать машине». Отвечаю, что конечно знаю, и это — правильно: любые «телодвижения» с автомобилем следует начинать с диагностики. Ведь любой доктор начинает именно с этого, с изучения проблем в организме, а только потом дает рекомендации и выписывает лекарства. Почему с автомобилем мы должны поступать по-другому?

 Современные транспортные средства (любого типа, класса и назначения) сегодня сочетают в себе обилие сложных компонентов из механики, пневматики, гидравлики, имеют множество электрических, а главное, — электронных устройств и приборов, которые взаимодействуют между собой по самым сложным алгоритмам. В частности, для традиционного двигателя внутреннего сгорания, это:

  • Система зажигания, если идет речь о бензиновых (газобаллонных) ДВС;
  • Система питания, вне зависимости от типа потребляемого топлива — бензин (газ) или дизель;
  • Система газораспределения, включая EGR, которая «отвечает» за рекуперацию выхлопа и его максимальную очистку от вредных веществ;
  • Система смазки ДВС и не только его, но и вообще всех сопряженных между собой деталей и механизмов;
  • Система охлаждения двигателя и некоторых других механизмов и узлов — коробок перемены передач (МКПП и, главное АКПП), деталей и некоторых компонентов трансмиссии, элементов ходовой части и тд.

Слаженной работой всей этой «команды» и занимаются электронные приборы и устройства, а «руководит процессом» электронный блок управления. Механики его так и называют — ЭБУ. Достаточно сказать, что только в системе питания сегодняшнего впрыскового (инжекторного) мотора имеется около полутора десятков датчиков, контроллеров и актуаторов, которые отправляют в электронный мозг (ЭБУ) целые массивы данных:

  1. Датчик расхода воздуха.
  2. Датчики давления (и их порой не один-два).
  3. Датчик положения коленчатого вала.
  4. Датчик положения распределительного вала.
  5. Датчики температуры охлаждающей жидкости (и их также бывает несколько).
  6. Датчики температуры поступающего в двигатель воздуха, а также температуры и состава выхлопа.
  7. Регуляторы холостого хода двигателя.
  8. Датчик заслонки.
  9. Компоненты каталитической нейтрализации.

 …и зачастую это далеко не весь список компонентов, и его длина зависит от конструкции конкретного двигателя. А ведь именно двигатель в любом автомобиле является не только самой дорогой (после кузова) «деталью» авто, но и самой сложной!

 Добавляйте сюда системы:

  • управления самим двигателем;
  • тормозной системы и их электронных помощников (ESP, ABS, антипробуксовочных, противозаносных и т.д.);
  • круиз-контроли и автопилоты;
  • приборы и устройства (электронные помощники) систем активной безопасности;
  • электронные помощники системы пассивной безопасности, которые также работают в связке с целым дивизионом датчиков, преднатяжителей, подушек и тд;
  • управления микроклиматом в пассажирском салоне;
  • защиты авто от несанкционированного доступа (сигнализации, секретки, иммобилайзеры и т.п.);
  • прибавляйте сюда заводское и дополнительно установленное автовладельцем оборудование.

Любой из всех, выше названных, компонентов если вдруг забарахлит, то сразу же начинается — «машина не едет», «жрёт как не в себя» и «колбасит». Отсюда настроение у водителя какое? Никакое!

Компьютерная диагностика авто сканером

Компьютерная диагностика авто сканером

 

Компьютерная диагностика: цели и задачи

Цели понятные — выявить причину (или причины) плохого настроения водителя. Задачи также понятны —  устранить причины этого самого плохого настроения.

КД сегодня является не только самым эффективным и самым надежным способом контроля и проверки работоспособности двигателя и в целом автомобиля, но фактически — единственным, поскольку электронных компонентов тут, я специально повторюсь, великое множество. А самая большая прелесть компьютерной диагностики заключается в том, что она позволяет не только своевременно выявить и определить неисправности, но также спрогнозировать еще скрытые, потенциальные поломки. К-диагностика детализирует и выявляет самые незначительные сбои, баги и прочие дефекты в работе, что позволяет предотвратить не только серьезную, но и, может быть, фатальную поломку узла, агрегата, системы.

То есть, вы, как автовладелец, посредством компьютерной диагностики реально экономите на предстоящем, и вполне вероятном, весьма дорогостоящем ремонте.

 

Этапы проведения диагностики

Компьютерная диагностика (КД) проводится довольно просто. Через специально предусмотренные производителями диагностические разъемы к бортовой электронной системе автомобиля подключается специальный прибор. Эти приборы бывают разными — дилерскими специализированными по конкретной марке, универсальными мультимарочными и даже любительскими бытовыми, которые могут работать с вашим собственным смартфоном.

В зависимости от поставленных вами задач, а также от сложности и специализации диагностического оборудования, сканер сначала считывает с ЭБУ всю информацию, так называемые коды ошибок. Данные обычно отображаются на экране или мониторе, а  потом специальная программа расшифровывает данные и коды, выдает отчет о состоянии датчиков, контроллеров, систем, узлов и механизмов. Процесс снятия этих данных занимает не очень много времени — от 10 до 30 минут (в зависимости от сложности и целей поставленных задач и конструкции двигателя).

Специалисты также выделяют:

  • предварительную (первичную) диагностику, которая на самом-то деле весьма поверхностная,
  • а также профессиональную «глубинную», которая помогает не только выявить и обнаружить проблемы, но и согласовать, скорректировать работу систем и механизмов. 

Среди наиболее популярных вопросов и запросов в интернете по поводу КД звучит так:

Можно ли автомобильную диагностику провести самостоятельно?

Вопрос не корректен и причин тому несколько. Главная — в профессиональности оборудования. Ведь подавляющее большинство любительских, полупрофессиональных, да и многих мультимарочных, сканеров — да, способны выявить проблему, «обозначить» и определить коды ошибок, но расшифровать их не сумеет. Данные приборы способны лишь указать место поломки и даже «стереть» ошибку из памяти ЭБУ, но не устранить саму проблему. 

Вторая главная причина — в профессиональной компетентности «оператора». Рядовой автовладелец лишь почешет затылок, и не каждый специалист разберется и сумеет ответить на все те вопросы, которые обозначил прибор-сканер.

 А ведь общеизвестно, что скупой платит трижды:

— первый раз за плохо сделанную работу и за маленькие деньги;

— второй раз за переделывание плохо сделанной работы и уже за несколько большие деньги;

— и третий раз, наконец, профессионалу, за грамотно и правильно выполненную работу.

И зачем платить трижды?

Компьютерная диагностика автомобиля

Компьютерная диагностика автомобиля

Когда проходить диагностику?

Как отдельная операция при плановых регламентных ТО компьютерная  диагностика в Инструкции по эксплуатации не всегда прописана. Однако профессиональные механики рекомендуют привязывать ее как раз к плановым межсервисным пробегам или, как минимум, проходить КД один раз в год.

 

Кроме этого, существует еще несколько сложившихся сценариев, в зависимости от цвета пиктограммы, появившейся на приборной доске: 

  1. Желтые и/или оранжевые сигналы обозначают проблему, но не требуют обязательного и немедленного посещения автосервиса;
  2. Желтые мигающие указывают, что посетить автосервис следует при первой появившейся возможности;
  3. Красная пиктограмма указывает, что необходимо остановиться, прекратить движение и немедленно вызывать помощь, вплоть до эвакуатора.

 А еще практика показывает, что на диагностику приезжают в случаях покупки подержанного автомобиля. Тут уж сам бог велел!

  

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер и журналист,
специально для Injector.ua

Полезное Компьютерная диагностика авто: для чего это нужно? Injector.ua 2021-01-06 1