Установка ГБО 5-го поколения: особенности и нюансы
На самом деле установка ГБО 5 поколения — не самая популярная тема в Украине, и главная тому причина — дороговизна.
Ставьте 5-е поколение газобаллонного оборудования и не прогадаете, если:
- у вас современный мощный и большой автомобиль;
- на вашем автомобиле установлен многолитровый современный двигатель семейств TSI, FSI, TFSI, GDI и т.д. с прямым впрыском;
- если вы боитесь из всей мощности своего многосотсильного мотора потерять хотя бы 1 (одну) лошадиную силу;
- если у вас сложная по этимологии аллергия к бензину или дизельному топливу;
- если вы патологически чувствительны к тому, чтобы вдруг, как бы невзначай, не похвастать в кругу своих друзей, что, мол, на вашем авто установлено ГБО 5-го (а еще круче — 6-го) поколения.
Во всех остальных случаях ГБО 5 поколения вам не нужно!
Нынче по дорогам нашей страны ездит много автомобилей с установками ГБО 5-го и даже 6-го поколения, но в своем подавляющем большинстве это новые автомобили из Европы с предустановленным газобаллонным оборудованием, причем на конвейере в условиях завода-изготовителя. Чаще всего это автомобили так называемой «ваговской группы» (Volkswagen Auto Group, VAG), куда сегодня входит более десятка брендов. А вообще с заводским ГБО (разных поколений) у нас можно встретить автомобили и BMW, и Chevrolet, и Renault, и Toyota и многих других.
Если продолжить разговор именно о пятом поколении, то существует также еще один дивизион новых автомобилей — это, например, газовые модификации Hyundai Sonata 6-го и 7-го поколений из Кореи, в которых ДАЖЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕН бензиновый топливный бак. Они работают на сжиженном пропан-бутане, и в цилиндры эта смесь подается именно так — в жидком состоянии, а не в парообразном, как, например, в ГБО 4-го поколения и ниже. В своей основной массе украинские автомобилисты устанавливают и эксплуатируют ГБО поколений «4» и «4+». Почему? А потому что дешевле!
Газобаллонное оборудование 5 поколения
Что входит в комплект?
Схема ГБО 5 поколенияДанная картинка, наверное, самая популярная в интернете, поскольку грамотно и наглядно показывает принципиальную схему ГБО 6-го поколения.
Компоненты ГБО 5-го поколения складываются в следующий список:
- Баллон, который может быть как традиционно цилиндрическим, так и тороидальным (как на картинке), он аккурат входит в нишу запаски, но это единственное его достоинство, зато минусов – два. Во-первых, он не слишком большого объема, а следовательно и пробег на таком баке будет не очень большим; его устанавливают в «маленькие» автомобили классов В и С. Во-вторых, запаску придется вынуть и оставить в гараже, иначе она будет «…без дела болтаться в багажнике и вечно мешать».
- Топливопроводы, однако, в случае с пятым поколением, это пластиковые и однозначно армированные металлическим «кожухом». То есть недорогой «кислородный» шланг тут не подойдет, и это дополнительная и весьма существенная «копеечка» в расходы.
- Специальное выносное заправочное устройство (ЗУ, как у всех «газовых» автомобилей).
- Топливный погружной насос, он устанавливается внутри баллона (как в традиционном современном бензобаке) и является самым дорогим компонентом, который составляет едва ли не треть от всех затрат, а «ходит» (по отзывам) не более 100 тыс км.
- Газовые форсунки, которые инсталлируются «параллельно» с бензиновыми;
- Собственный газовый блок управления (ЭБУ), который также «спрягается» с штатным ЭБУ автомобиля, считывает и обрабатывает данные со всех датчиков/контроллеров и раздает соответствующие команды исполнительным механизмам в системах питания, зажигания и тд.
- Кнопка переключения режимов газ-бензин, если у вас бинарная топливная система.
Стоимость ГБО 5 поколения
Повторюсь: дорого! Если при установке ГБО 4-го поколения можно уложиться в пределах 8-12 тысяч гривен (в зависимости от мощности мотора, количества цилиндров и тп), то стоимость установки ГБО 5-го поколения на 4-цилиндровый двигатель мощностью до 100 л.с. только «начинается» от 30 тысяч. А если у вас 6-ти или даже 8-цилиндровый ДВС, то эту «цифру» умножайте в полтора-два раза. Цены – киевские, по состоянию на осень 2021 года.
Преимущества и недостатки ГБО 5 поколения
Как и любая другая система, пятое поколение ГБО имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести следующие:
- Отсутствует редуктор, довольно сложный набор механизмов, клапанов и последовательно соединенных камер, который обязательно «врезается» в систему охлаждения, поскольку топливо нужно подогреть и перевести его агрегатное состояние из жидкого в парообразное.
- Самым главным достоинством ГБО-5 маркетологи называют отсутствие потери мощности ДВС, мол, она такая же, как и на бензине. Но где-то я об этом уже писал, но повторю еще раз, что потеря и приобретение двигателем мощности зависят не от вида топлива или поколения ГБО, а от умений и знаний настройщиков.
- Не самое важное достоинство, но его также упоминают маркетологи, что, мол, запуск двигателя утром «на холодную» осуществляется сразу на газу. Однако, во-первых, на самом деле это «умеет» и ГБО 4-го поколения, а во-вторых, те же газовые Хюндай Сонаты вообще не имеют бензобаков.
Самый главный минус 5-го поколения заключается в его стартовой цене, а еще автомобилисты в своих отзывах указывают на НЕ самую высокую надежность и долговечность устройств и приборов. Например, самый дорогостоящий компонент системы – погружной топливный насос, составляющий львиную долю цены всего оборудования, на отечественном газе не выхаживает даже за рамки гарантий. Или «умирает» сразу же после ее окончания.
Зачем тогда вообще придумали это 5-е поколение? Вот каким вопросом задаются автомобилисты на форумах в интернете. Отвечаю устами самих же установщиков с тех же самых форумов, цитата: «Чтобы понять в чем дело, надо вспомнить, какие цены на бензин и газ в странах Европы; разница – двое, а то и втрое».
Другое дело, что сегодня в Украине продаются автомобили с предустановленным ГБО 5-го поколения — и на заводских конвейерах, и самостоятельно автомобилистами в независимых ателье, студиях и СТО своих стран. Не выкидывать же его теперь из автомобиля…
Все эти авто требуют к себе внимания, как в плане ремонта, так и в плане обслуживания, а компания Injector.ua как раз именно этим и занимается. Тут и устанавливают, и настраивают, и обслуживают, и ремонтирую ГБО всех пяти (и даже шести) поколений.
Полезное Установка ГБО 5-го поколения: особенности и нюансы