Гидроудар двигателя — что это такое?
Для начала напомню из школьного курса физики, что жидкость (вода, в нашем случае) не сжимается, а гидравлическим ударом (гидроударом) обычно называют резкий скачок давления в замкнутой жидкостной системе вследствие внезапного и быстрого изменения скорости ее потока. А вот гидроудар двигателя — это несколько иное, хотя физика процесса такая же — это удар поршня, который движется в сторону верхней мертвой точки при закрытых клапанах, а в камере сгорания — вода!
Как и когда происходит гидроудар двигателя?
Вода попадает в цилиндры по разным причинам:
- при мойке двигателя, когда данную процедуру выполняет неопытный и/или непроинструктированный работник автомойки;
- при проезде глубокой лужи;
- в процессе преодоления брода автомобилем, который не оборудован шноркелем или со шноркелем, но с дырявыми или поврежденными трубами воздухозабора.
Когда через воздушный фильтр вода попадает в цилиндры (или хотя бы даже в один цилиндр), то поршень на «полном ходу» врезается в эту самую несжимаемую воду, и в зависимости:
— от количества воды, попавшей в камеру сгорания;
— от скорости поршня, то есть — от оборотов коленчатого вала;
— от уровня компрессии, то есть — от технического состояния ГРМ и цилиндропоршневой группы, —
…и происходит гидроудар двигателя.
Он может быть разной силы и, соответственно, иметь различные последствия. Иногда он бывает таким, что подпрыгивает даже весь автомобиль, и это не шутка и не преувеличение, двигатель при этом фатально разрушается. А иногда может… просто заглохнуть мотор.
Последствия гидроудара двигателя: и что делать?
- Если в момент гидроудара автомобиль был неподвижен или едва катился, а двигатель работал на холостых (или почти холостых) оборотах, то он заглохнет без особых последствий. Такое случается при проезде глубокой лужи, когда волна перед капотом (и в подкапотном пространстве) достигает воздухозаборника и в процессе естественного «засоса», попадает в цилиндр.
Примечание: мотор может заглохнуть и по другим причинам — брызги воды попадают на приборы и устройства системы зажигания, и искра банально «убегает по сырости» мимо цилиндров.
Алгоритм действий тут несложен. Если коленвал свободно прокручивается, а двигатель не заводится, то открываем капот и сухой ветошью вытираем досуха всё, на что упадет взгляд. В зависимости от конструкции двигателя и его систем (а также от степени «залитости» его водой), это могут быть только свечи и высоковольтные провода, или (приплюсовывайте сюда) абсолютно все подкапотные реле, ЭБУ, блок (или блоки) предохранителей, а также все другие электрические устройства. Можно (а иногда и нужно) выкрутить свечи и провернуть коленчатый вал стартером. Однако если вы в этом «не сильно понимаете», то лучше вызвать скорую техническую помощь, и автомеханик все сделает профессионально и грамотно.
Даже если в двигатель попало не очень много воды, а после проверки «на глазок» выяснилось:
- что поршни и шатуны не повредились,
- что цепь или ремень не порвались,
- и двигатель, в конце концов, завелся…
…тем не менее, — избыток влаги в масляной ванне системы смазки может «спровоцировать» эмульсию. Ее наличие (или отсутствие) определить сумеет только специалист или более опытный водитель. Эмульсия в картере не мене страшна, чем сам гидроудар, угробить мотор можно в течение нескольких минут или километров, поэтому — повторюсь еще раз, поскольку это важно, — если ваш водительский опыт невелик, то лучше не рисковать и довериться профессионалу.
- Если скорость была высокой, и такими же высокими были обороты двигателя, то при подобном гидроударе последствия могут оказаться куда более печальными, а это:
- деформация и/или разрушение клапанов и поршневых колец (а иногда и цилиндров);
- деформация и/или разрушение шатунов, вкладышей шатунов и даже самого коленчатого вала;
- в момент разрушения шатуна (или шатунов) осколки и продолжающие двигаться обломки шеек и стоек шатунов могут пробить стенку цилиндра (а иногда даже и боковую стенку самого блока цилиндров);
- деформация других частей ГРМ (газораспределительного механизма) или ШПГ (шатунно-поршневой группы);
- также может произойти заклинивание поршней в цилиндрах и/или пробой/поломка ими других частей и деталей шатунно-поршневой группы, головки и блока цилиндров;
- зачастую также рвутся ремни и цепи ГРМ, которые в свою очередь приводят к разрушению деталей и компонентов, связанных с этим механизмом.
- Особо опасен гидроудар в дизельном моторе, поскольку компрессия тут намного выше, поэтому и разрушения в таком моторе будут более катастрофическими.
И даже фатальными.
В большинстве случаев после «классического» гидроудара двигатель восстановлению не подлежит — хоть бензиновый, хоть дизельный. Характер повреждений, повторюсь, зависит напрямую от скорости автомобиля (и оборотов двигателя), а также от количества воды, одномоментно попавшей в цилиндр.
Чего категорически НЕЛЬЗЯ делать при гидроударе и после него
Неопытный водитель может не понимать всей серьезности ситуации и тут же начнёт пытаться завести заглохший двигатель. И, может быть, даже — заведет! Но он однозначно не сумеет услышать посторонние шумы, звуки и стуки из моторного отсека, которые могут свидетельствовать о серьезных механических повреждениях. Дальнейшие попытки только усугубят положение и приведут к еще большим деформациям и проблемам, а соответственно — и к расходам. Выход один: звать на помощь профессионала или более опытного автомобилиста.
Кстати, и профессионал на месте, «в поле», не всегда сможет определить факт гидроудара и уж тем более оценить его последствия. Если коленчатый вал проворачивается с трудом или слышен стук при его прокручивании, то тут рекомендация единственная — эвакуатор и автосервис.
Коленчатый вал при гидроударе не всегда повреждается фатально, а возникают так называемые локальные деформации — задиры и царапины. Подобное с успехом «лечится» проточкой и шлифовкой шеек и подбором ремонтных шатунных вкладышей. Случается также и заклинивание коленвала, однако истинную причину моторист сможет определить только в условиях профильной СТО после разборки ДВС, дефектовки и выбраковки деталей.
Гидроудар дизельного двигателя
На месте удалить влагу, а уж тем более воду, из цилиндров дизельного мотора не получится никак. Только буксировка/эвакуация вашего транспортного средства и далее по схеме — разборка/дефектовка/выбраковка/ремонт.
Что лучше: капитальный ремонт мотора или контрактный двигатель?
Подобный запрос довольно популярен в интернете от водителей, переживших подобное. Но ответ на него можно получить только после диагностики и выбраковки поврежденных деталей, а порой даже целых частей двигателя — головки или головок блока, блока цилиндров и тд. Нужды в советах вы ощущать не будете, поскольку для любого автосервиса и для любого моториста вы — кладезь работ и, соответственно, ваших денег! Поэтому — вот вам несколько советов на тему, как избежать гидроудара.
Предупреждение гидроудара двигателя
Чтобы не погубить мотор при форсировании водной преграды, нужно делать так, как это делают профессиональные спортсмены-джиперы на своих внедорожных соревнованиях. Они всегда «входят» в воду, в брод, на минимальной скорости (предварительно, кстати, прощупав дно водной преграды собственными ногами, а точнее сказать — ногами своего штурмана) — даже при наличии шноркеля.
Примечание: шноркель — это герметичный вывод воздухозабора наружу не только моторного отсека, но даже и выше крыши самого автомобиля. Внедорожники с подобным «вооружением» умеют преодолевать броды, даже когда уже сам водитель почти захлёбывается, когда вода доходит ему до подбородка — а машина при этом продолжает ехать!
Ни один владелец внедорожника (даже в городской «дождливой ситуации») никогда не гонит перед собой волну. Он не газует даже тогда, когда (казалось бы) самое глубокое место уже позади, а добавляет газ только после того, как передняя ось оказывается на противоположном «берегу». Только так можно однозначно избежать гидроудара.
Если ваш автомобиль не оборудован шноркелем, то не стоит допускать погружения машины в воду до уровня воздухозаборника. После выхода из глубокой лужи нужно, во-первых, левой ногой просушить тормозные колодки, а во-вторых, при первом же удобном случае всё равно навестить СТО и рассказать своему механику, что вы побывали в «глубокой воде». Ведь сапуны (вентиляционные отверстия) имеются и в коробках передач, и в приводных мостах, и тд., через них вода может попасть в картер агрегата. На ШРУСах могут оказаться прохудившиеся пыльники, и до ремонта вам, в этом случае, останется недалеко.
Гидроудар ВСЕГДА проще предупредить (либо оперативно устранить последствия), чем потом делать полноценный дорогостоящий и весьма-весьма хлопотный КР ДВС — расшифровываю — капитальный ремонт двигателя.
На все остальные вопросы по моторам, их ремонту и обслуживанию вам ответят ЗДЕСЬ.
Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист,
редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»,
специально для Injector.ua
Полезное Гидроудар двигателя — что это такое?