Высокие обороты холостого хода: причины и что делать
Для начала скажу о главном — чем это чревато? А уж потом поговорим о причинах и методах лечения. Высокие, и даже лишь «слегка повышенные», обороты холостого хода двигателя — это уже сам по себе повод забеспокоиться, что-то в моторе работает «не так». Самым очевидным из неприятных последствий является перерасход топлива, когда при ожидаемых 6-7-8 литрах на сотню вдруг «вылазит цифра» размером в 10-12 л/100км, а то и выше!
И неприятно, и накладно, поэтому рекомендую — сразу же к спецам, к профессионалам! А вот страшилки по поводу «ускоренного износа» — так они уже вторичны, поскольку на самом-то деле убивают двигатель не повышенные и даже не высокие обороты коленвала, а критичные и запредельные, как на самой верхней картинке. Тут двигателю, бывает, жить остается всего несколько минут. Мотористы подобное так и называют — «двигатель пошел вразнос». Но это — несколько другая тема.
Высокие обороты двигателя на холостом ходу — причины
Самая первая и распространенная причина — это забитый воздушный фильтр. Я, например, знаю таких автовладельцев, которые не меняют фильтр годами! И их «аргументы» (по их разумению) вполне логичны — а зачем?
Объясняю: с одной стороны, казалось бы, запчасть копеечная, а с другой — очень важная деталь любого двигателя. Дело в том, что песок, мусор и даже «просто» дорожная пыль — это, на самом-то деле, весьма сильный абразив. Мотористы немало могут рассказать о поврежденном зеркале цилиндров, о «незаводской» хонинговке, о царапинах на поршнях и внутренних стенках цилиндров и даже о задирах. Не зря эксплуатацию автомобиля в столицах мира и крупных городах производители относят к самой высокой третьей категории эксплуатации. Так же — как и, например, эксплуатацию автомобиля в пустыне или в пыльной степи.
В случае засорения воздушного фильтра в цилиндрах повышается так называемое противодавление, и в камеры сгорания попадает переобогащенная топливная смесь. Как результат — поднимаются обороты холостого хода, вместо “штатных” 700-800 оборотов — все полторы тысячи (1500-1800 об/мин).
Все причины можно разделить на две большие группы:
- Повышенные обороты в карбюраторном двигателе;
- Повышенные обороты в инжекторном, в том числе — и в дизельном.
Карбюраторный двигатель
Подобных моторов нынче не много, а их владельцы и сами зачастую умеют найти причину и устранить ее. Лишь напомню, что именно следует сделать и как:
- Проконтролировать и перенастроить регулировки в системе холостого хода, хотя этих систем, в свою очередь, также может быть «целая жменька», начиная от «просто клапана» на карбюраторе Солекс и кончая ЭПХХ в карбюраторах Вебер разных поколений.
- Проверить чистоту и работоспособность жиклёров.
- Работу воздушной заслонки (или заслонок) карбюратора;
- Работу дроссельной заслонки — не деформирована ли она, не заклинила ли, не нарушилась ли регулировка привода и тд.
- Проверить и выставить уровень топлива в поплавковой камере, и если он высок, то карбюратор однозначно будет «переливать», а отсюда и высокие обороты, и тот самый перерасход.
Инжекторный (впрысковый) двигатель
Причиной повышенных оборотов всегда бывает слишком богатая топливовоздушная смесь, а вот причин — просто огромный список.
Механические причины
Причиной высоких оборотов могут оказаться:
- банально слетевшая возвратная пружина на любой из тяг от педали акселератора к заслонке;
- заедание или западание троса или тяги дроссельной заслонки;
- подсос воздуха через прокладки или трубки коллектора, через уплотнители форсунок и так далее…
Но в любом случае (и в любом двигателе) в своих поисках мы двигаемся от простых и малозатратных причин — к дорогим и хлопотным, а начинаем (как и в карбюраторных моторах) с чистки и проверки работы… воздушного фильтра, и уж потом — дроссельной заслонки и далее.
Электрические и «электронные» причины
Как известно, приготовлением состава топливно-воздушной смеси, определением ее количества, а также времени и интенсивности впрыска, плюс определение угла и момента искрообразования в современном двигателе занимается ЭБУ. Именно сюда, в электронный блок управления, приходит просто огромный массив данных с самых разных датчиков, которых, в зависимости от конструкции двигателя и самого авто, может быть целый «миллион»:
- Датчики систем зажигания, речь о бензиновых и газобаллонных ДВС;
- Датчики и контроллеры систем питания, в зависимости от типа топлива — бензин или дизель;
- Датчики и актуаторы систем газораспределения и рекуперации (EGR), если таковая предусмотрена в вашем двигателе;
- Датчики и указатели систем смазки;
- Датчики систем охлаждения ДВС, а также многих других механизмов и узлов — МКПП и АКПП, электронных компонентов трансмиссии, ходовой части и так далее.
Достаточно сказать, что только в самом двигателе различных датчиков около (или даже более) десятка:
- Датчик расхода воздуха — некорректные данные, отправляемые им в ЭБУ, могут провоцировать и нестабильные обороты ДВС.
- Давления масла, и их иногда в двигателе не один и не два, в зависимости от сложности конструкции мотора.
- Положения коленчатого вала.
- Положения распредвала (распредвалов).
- Положения дроссельной заслонки; при неисправности датчика его стоит однозначно заменить.
- Температуры охлаждающей жидкости, этих также бывает не один и не два в контурах системы охлаждения.
- Температуры воздуха, поступающего из атмосферы в двигатель.
- Температуры и, главное, состава выхлопных газов, и таких датчиков также может быть несколько.
- Датчики/регуляторы холостого хода,
…и так далее…
Примечание: довольно часто вместе с повышенными оборотами могут быть и так называемые «плавающие обороты», когда двигатель вроде и не лихорадит, но и стрелка тахометра не стоит на месте, а колеблется. Обе причины могут быть результатом одних и тех же «расстройств» и поломок.
И куда податься бедному крестьянину?
В случае повышенных оборотов холостого хода, плавающих оборотов и/или вообще всех других неполадок и прочих отклонений от нормальной работы двигателя — сразу на профильную СТО к специалистам. Это древний «карбюратор» можно отремонтировать и отрегулировать у дяди Васи в гаражном кооперативе, а современный двигатель требует — соответствующих знаний, образования, а главное — весьма специфического инструментария. Мало продиагностировать и отрегулировать ЭБУ на программном уровне, нужно еще иметь склад оборотных запчастей и комплектующих, а подобное имеется только в специализированном автосервисе, например, ЗДЕСЬ.
Cергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист,
редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»,
специально для Injector.ua
Полезное Высокие обороты холостого хода: причины и что делать