Пропала тяга двигателя: почему так происходит и что делать

Сразу поясню: если не тянет двигатель, то этому есть причины внешнего характера и внутреннего. Внешние от водителя не зависят и проявляются в некоторых нюансах эксплуатации в данный момент времени: 

  • Перегруз по весу — полный салон пассажиров, каждый из которых со своим «скарбом» и «оклунками», плюс полный багажник, да и навесные каркасные багажники на крыше автомобиля и крышке багажного отделения (у седанов) — полны «выше гландов»! Откуда она возьмется, приличная динамика?
  • Дождь и слякоть, а главное водяная пленка на дорожном полотне толщиной даже «всего в полсантиметра» (а глубина протектора на новой покрышке какая? — у зимней 8-10 мм). От всего этого и аэродинамика автомобиля становится хуже, и увеличивается сопротивление качению колеса по дороге. 
  • Встречный или косой ветер может «съедать» до четверти мощности малокубатурного мотора, а боковой не столько ухудшает динамику, сколько угрожает безопасности. У легковых это не так очевидно, а «парусные» автомобили — минивэны, автобусы и грузовики-фургоны (фуры) — страдают значительно больше! 
  • Жара, сухой климат или «раскаленный» сезон года, а также высокогорье однозначно ухудшают тяговые усилия двигателя. А как только похолодало или ты спустился в долину — словно добавился в моторе еще один цилиндр.

Список внутренних причин в 2-3 раза длиннее, и они напрямую зависят от опытности и профессиональных знаний водителя. И начнем снизу (или с хвоста), кому как больше понравится.

 

  1. Если упало давление в колесах (или хотя бы в одном колесе), и ты этого не заметил, то приличной динамики от своей машины не жди. Статистика указывает, что спущенные всего на 0,1 атм колеса дают до 10% перерасхода топлива, и соответственно — ухудшения динамики. А кто из нас систематически каждое утро проверяет давление в покрышках? Примечание: замечено, что перекаченные колеса динамику улучшают, и при этом даже экономят топливо, но протектор на таких покрышках ходит половину заявленного производителем шины срока. Если даже не меньше!

 

  1. Нарушились-расстроились углы установки колес — развал и схождение. Мало того, что покрышка проживет меньше положенного, так и динамики не будет, и расход топлива будет «как не в себя».

 

  1. Неисправная тормозная система также может оказаться причиной ухудшения динамики, но не за счет биения колес при торможении (что также сказывается на безопасности, управляемости и динамике), а за счет засохших и прикипевших движущихся частей в суппортах — рабочих тормозных поршней и цилиндров, всевозможных направляющих и тп. Водители это называют так — прихватывают тормоза.

 

  1. Неисправное сцепление или другие устройства в трансмиссии — также частая причина отсутствия динамики. В механической, например, «ведущее» сцепление не позволяет комфортно переключать передачи, а «буксующее» и само по себе «горит», и машине «не дает» быстро ехать. Мотор ревёт, а на спидометре — «копейки». О других видах трансмиссий (гидромеханической, роботе или вариаторе) я уже не говорю, там свои букеты болячек.
Мотор не тянет

Мотор не тянет

Мотор не тянет: основные причины снижения мощности двигателя

И, наконец, мы добрались до главного — двигатель! Тут свой «список причин»: начиная с внешних и заканчивая внутренними. К внешним причинам можно, правда, отнести только некачественные ГСМ — горюче-смазочные материалы. Плохой бензин или не по сезону солярка (газ) могут не только снизить динамические показатели двигателя, а и банально его «убить». И порой это случается лишь от одной заправки «на левой» АЗС. Не рекомендованное производителем автомобиля моторное масло — та же картина и та же причина.

 Неисправности топливных систем уже относят к внутренним причинам, которые от водителя зависят непосредственно, и тут целый дивизион устройств и приборов, которые могут влиять (и влияют) на тягово-динамические характеристики:

  • Забитый или даже частично засорившийся топливный фильтр (или фильтры, в зависимости от конструкции и сложности вашего мотора);
  • Неэффективно работающий топливный насос (или насосы, включая «капризные» ТНВД);
  • Подтекания в негерметичных соединениях топливных магистралей, патрубков и других соединений. 
  • Неисправности исполнительных механизмов системы питания — карбюратора, устройств впрыска (у которых, к слову, свой отдельный и очень длинный список «сопутствующих» компонентов).

 

Неисправности системы питания, зажигания и нарушенное смесеобразование

Вышло из строя (умерло или умирает какое-то, может быть, только одно) рабочее звено в длинной цепи устройств инжекторной системы питания:

  1. Датчик массового расхода воздуха.
  2. Датчики давления.
  3. Датчик коленвала.
  4. Датчик распредвала.
  5. Датчик (или датчики) температуры жидкости в системе охлаждения.
  6. Регулятор холостого хода.
  7. Датчик дроссельной заслонки и сама заслонка и другие.
  8. Форсунки предварительного или непосредственного впрыска могут иметь «разбитые» или «забитые» сопла от топливных/масляных отложений и нагаров.

 

Система зажигания (для бензиновых двигателей): 

  1. ЭБУ управления двигателем выдает неправильные или неадекватные команды, которые генерируются из-за неправильно или некорректно работающих датчиков (смотри список выше).
  2. Расстроенная система впрыска и опережения угла зажигания.
  3. Барахлят (пробивают, неисправны) катушки зажигания, которых в современном моторе по одной на каждый цилиндр.
  4. Свечи зажигания могут иметь нарушенные (как правило, увеличенные) зазоры между контактами, а также бывают замасленными или «с головой» в нагарах и отложениях.
  5. Сбились фазы газораспределения; хотя, правда, это уже епархия ГРМ, который имеет также целый дивизион собственных актуаторов и исполнительных устройств.

 

Проблемы и неисправности в системе выпуска; EGR, система рекуперации выхлопных газов, которая так же в свою очередь состоит из многих компонентов, каждый из которых может влиять (и влияет) на эффективность работы двигателя. Забился или почти забился катализатор, фильтры, датчики и тд.

Неисправная электроника — это вообще головная боль, и без компьютерной диагностики тут никак! Двигатель при отказе иных датчиков (смотри двумя абзацами выше) переходит в аварийный режим — «ровно гудит» на оборотах около отметки «2500» и на педаль акселератора никак не реагирует. Зато позволяет своим ходом добраться до сервиса

Естественный износ деталей ЦПГ (цилиндропоршневой группы) — масляные отложения, нагар, а потом и прогар клапанов. Увеличенные зазоры в приводах ГРМ, газораспределительного механизма.

Измерение давления

Измерение давления

Из личного опыта

 Компьютерная диагностика (КД) покажет относительно полную картину состояния двигателя, но не всю. Низкий уровень компрессии в цилиндрах может обнаружить, например, только механический инструмент под названием компрессометр. Если есть разнобой по показаниям, то готовьтесь к капитальному ремонту. 

Примечание: опытный моторист всегда проделывает одну несложную операцию. Если обнаруживается разнобойные показания компрессии, то в каждый цилиндр нужно влить по 50-70 мл моторного масла и снова ее проверить. Если показания не изменились, то это клапана (или один отдельный клапан, тарелка которого неплотно прилегает к седлу в силу замасливания, прогара или нагара). Если давление на манометре выровнялось по всем цилиндрам, то картина — ещё хуже! Это означает, что «легли» поршневые кольца, и разбирать двигатель придется однозначно!

 Кстати, и давление моторного масла в системе смазки двигателя компьютерная диагностика не всегда покажет, поскольку современные двигатели НЕ ОБОРУДУЮТСЯ указателями на приборной доске, а всего лишь — светодиодами синего и красного цвета. Красный «огонёк» покажет, что давления масла нет совсем, а синий укажет, что оно есть, но какое именно — вопрос к мотористам.

 Цвет дыма из выхлопной трубы также может указать на состояние двигателя. Синий — горит масло, черный — не полностью сгорает топливо, белый — пробой в системе охлаждения (вытекающая из выхлопной трубы вода или капли — не страшны, это испаряется ночной конденсат).

 Опытный моторист может определить «здоровье» мотора даже по состоянию грязи на внутренних стенках выхлопной трубы. Если выхлопная изнутри сухая, черная и бархатистая — с мотором все в порядке, а если провести изнутри пальцем и на нем соберется «сало» (мотористы именно так называют масляные отложения), то у мотора большие проблемы!

Перегрев случается от разных причин — нарушенного (позднего) зажигания, от некорректного смесеобразования, от износа деталей двигателя и тд и тп.

 Причины неожиданной потери динамики ищите снаружи, не внутри автомобиля или двигателя. Во всех остальных описанных случаях потеря мощности не является событием дискретным, внезапным и неожиданным: 

  • постепенно снижается компрессия в цилиндрах,
  • топливные, воздушные и масляные фильтры также засоряются не мгновенно,
  • форсунки не умирают одномоментно и т.д.

Регламенты технического обслуживания (с регулярной и своевременной выбраковкой и заменой изношенных деталей и даже целых узлов и механизмов) должны соблюдаться неукоснительно, а не производиться по схеме «от поломки до поломки».

Причины снижения мощности

Причины снижения мощности

Другие причины сниженной отдачи двигателя

Системы и механизмы самого двигателя — да, это причины первого порядка, однако и навесное оборудование, хоть и опосредованно, но также может влиять на динамику и мощностные характеристики двигателя и автомобиля.

Неисправное и некорректно работающее навесное оборудование отбирает довольно немалую часть от положенных лошадиных сил. Этим «занимаются»:

  • не дающий зарядки генератор со всеми своими изношенными «щётками, кольцами и также подшипниками;
  • кондиционер, и особенно некачественно, недобросовестно и/или не в положенное время обслуженный,
  • водяной насос — помпа, у которой не только разбились подшипники, но и которая внутри вся в наростах и минерализованной накипи,
  • гидроусилитель рулевого управления и так далее, далее, далее…

 Любители статистики насчитывают до 15-20 процентов потери мощности по «второстепенным» причинам с соответствующим перерасходом топлива и других ГСМ.

Если вы в работе своего двигателя заподозрили неладное, то вам СЮДА, и тут вам все расскажут, покажут, отрегулируют и наладят.

 

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер, журналист,

специально для Injector.ua

Полезное Пропала тяга двигателя: почему так происходит и что делать Injector.ua 2024-11-07 1