Расходомер воздуха на автомобиле

Многие автовладельцы знают, что для гарантии нормальной работы катализатора необходимо точное дозирование воздуха и бензина. Отсюда следует вывод, что в случае проблем с расходомером двигатель тоже не сможет нормально работать.

Но давайте рассмотрим подробнее, что же такое расходомер.

Конструкция и назначение

Расходомер (он же датчик расхода воздуха) является устройством, меряющим количество воздуха, который попадает в цилиндры двигателя. Заметим, что бывает несколько вариаций расходомеров, разнящихся методами измерения.

Ранние расходомеры представляли собой конструкцию с трубкой Пито. Еще ее называют «лопаточным» типом. Он измерял отклонение специальной пластины с установленным потенциометром потоком воздуха. Фактически такое устройство чем-то напоминало дроссельную заслонку. Скорость потока воздуха корректировала угол поворота пластины, таким образом, и сопротивление потенциометра.

Однако на сегодня такая конструкция считается устаревшей и появились уже более новые модели, которые обладают термоанемометрическим измерителем. Его работа построена на теплообменном элементе (платиновой проволоки), которая находится в потоке воздуха. Сила потока воздуха увеличивает электричество, которое необходимо подавать на проволочку для сохранения разницы температуры между ней и воздухом. С целью удаления отложений имеется режим самоочистки. При нем после завершения работы двигателя проволочка на небольшой период времени нагревается до 1000-1100°С.

Однако и это не самый современный вариант. Существуют расходомеры, имеющие пленочный измеритель, в котором измерительные и нагревательные резисторы представляют из себя тонкие платиновые слои, нанесенные на кристалл кремния.

Также не стоит забывать о расходомерах вихревого типа. Они меряют частоту завихрений, возникающих на расстоянии сзади выступа на стенке выпускного канала.

Ну а многие современные иномарки вообще не имеют расходомера. В них установлен датчик давления, находящийся во впускном коллекторе.

Назначение, конструкция

Возможные неисправности

В зависимости от конструкции расходомера существуют характерные неисправности. «Лопаточные» расходомеры имеют проблемы с износом поверхностей потенциометров, масляными отложениями на поверхностях рабочих элементов.

Термоанемометрические расходомеры имеют проблемы с питанием бортовой сети машины (а точее с его отсутствием), а также с непрофессиональным обслуживанием данного узла. Даже из-за попыток протирания ваткой поверхности могут возникнуть проблемы. Необходимо помнить, что этот узел не подлежит ремонту и обслуживанию. Максимум, что можно сделать, это продуть загрязнение сжатым воздухом и промыть поверхность специальными препаратами.

Признаками поломки могут быть:

  • двигатель на холостых работает крайне неустойчиво;
  • проблемы с динамикой при разгоне;
  • проблемы с оборотами на холостом ходу (высокие или наоборот слишком низкие);
  • высокий расход топлива;
  • двигатель просто не запускается.

Диагностика

Существует два варианта диагностики: визуальный, и с помощью встроенной диагностической системы. Однако без наличия необходимого диагностического оборудования невозможно определить, из-за чего мигает лампа «Check engine», и поэтому нужно посетить СТО.

Как вариант, можно установить заведомо исправный расходомер. Однако если неисправность не исчезла, то причина не в нем. Часто к таким внешним признакам может приводить подсос воздуха сквозь трещины и соединения в гофрированном шланге, проложенном от расходомера к дроссельному модулю.

Диагностика

Ремонт

Наиболее простой способ – замена расходомера, так как отремонтировать можно только ранние расходомеры «лопаточного» типа. Иногда мастера советуют вообще отключить расходомер от ЭБУ, однако тогда заметно возрастет расход топлива.

Термоанемометрические приборы можно отремонтировать только на ремонтном производстве, например, компании Bosch.

Увеличиваем ресурс

Не смотря на сложности с ремонтом, можно продлить срок службы расодмера двумя способами. Необходимо проводить своевременную замену воздушного фильтра, отслеживать техническое состояние двигателя, если у вас устаревшая система питания, в которой шланг отсоса картерных газов встроен перед расходомером воздуха.

Также продлить жизнь расходомера может своевременный ремонт двигателя. Не секрет, что износ сальников клапанов и поршневых колец ведет к увеличенному количеству масла в картерных газах. как следствие, все это приводит к засорению расходомера масляным налетом.