Диагностика автомобилей компьютером
Диагностика автомобилей компьютером
Современное авто сегодня является исключительно сложным сочетанием электрики и, главное, электроники, а также механики, гидравлики и т.п.
Электрическая начинка и электронные устройства автомобиля включают в себя:
- Систему питания, причем не зависимо от типа топлива – это бензин, дизель или газ (с автомобилями гибридными и/или «чисто электрическими» алгоритмы диагностики иные);
- Систему зажигания, речь о традиционных двигателях внутреннего сгорания (ДВС);
- Систему газораспределения;
- Систему смазки, причем не только двигателя, но и вообще всех движущихся сопряженных пар деталей и механизмов;
- Систему охлаждения не только самого ДВС, но и зачастую некоторых иных механических узлов, таких, например, как тормоза, коробки перемены передач (КПП), детали и компоненты трансмиссии, элементы ходовой.
«Самым главным в команде» является электронный блок управления (ЭБУ) автомобилем, а зачастую и не один, который держат под контролем все основные, а также периферийные блоки управления всеми системами и механизмами.
В частности:
- Системы управления самого ДВС;
- ЭБУ тормозной системы/тормозных систем и их электронных компонентов (ABS, ESP, антипробуксовочных, противозаносных и так далее);
- Системы удержания авто в пределах своей полосы, системы корректировки на скользких покрытиях (ESP), круиз-контроль и автопилот, системы контроля мертвых зон и другие «электронные консультанты и помощники» активной системы безопасности, которые, в свою очередь, «работают в связке» с системами управления двигателем, тормозных систем и тд.;
- Электронный блок управления пассивной безопасностью контролирует работу датчиков удара, гироскопов (иногда компаса и датчика изменения угла наклона автомобиля, если подобные устройства предусмотрены в конструкции автомобиля), преднатяжителей ремней, пиропатронов, подушек безопасности (SRS) и так далее;
- Системы управления комфортом – кондиционирования, отопления и вентиляции салона, подогревы ветрового и заднего окна, сидений, рулевого колеса и тд;
- Управление приборами головного и наружного освещения, а также внутренними световыми устройствами и приборами;
- Системы защиты автомобиля от несанкционированного проникновения в салон и угона автомобиля (иммобилайзеры, сигнализации, системы и датчики GPS/GSM и тп);
- В довершение — управление всем остальным заводским дополнительным оборудованием, а также самостоятельно инсталлированным автовладельцем.
Каждый из названных ЭБУ является своеобразным и специализированным микрокомпьютером, который принимает массивы данных от различных датчиков, актуаторов и прочих исполнительных и контрольных устройств автомобиля.
Если, например, говорить непосредственно об ЭБУ ДВС, то у него имеется «связь»:
- С датчиками положения коленвала и распределительного вала (распределительных валов);
- С расходомером воздуха;
- С «распределителями» подачи в цилиндры искры и топлива, с инжекторами, с регуляторами холостого хода и тд;
- Включая компоненты выхлопа: лямбда-зонд, температурные датчики, каталитический конвертер/нейтрализатор/катализатор и тд, и тп, и проч.
Все блоки ЭБУ имеют между собой связь через так называемые CAN-шины, что и позволяет осуществлять бесперебойную работу всех систем, узлов и механизмов. Самый главный «по тарелочкам» центральный ЭБУ, плюс каждый из периферийных блоков, все они имеют диагностические разъемы, однако пользуются ими исключительно специалисты. С центрального разъема снимаются данные об ошибках и неисправностях элементов; производится общая и оперативная диагностика, а также контроль за работой устройств, систем и узлов.
Комплексная диагностика автомобиля: что входит?
Это наиболее популярный вопрос в этой группе запросов в интернете, и ответ звучит так — провести первичную, предварительную и, при этом, весьма поверхностную диагностику самостоятельно — можно, но скорректировать и согласовать работу не только всех систем, но хотя бы даже какой-либо одной — нельзя!
Причин несколько.
Первая – в приборах, оборудовании.
Любительские, полупрофессиональные и многие мультимарочные сканеры, которые сегодня продаются «на каждом углу», способны только «обозначить проблему», определить ошибки, но даже расшифровать их коды, то есть — «довести до сведения». Самое большое, на что способны подобные приборы и приборчики — это указать место неисправности, «стереть» ошибку в памяти бортового ЭБУ, но они не имеют возможности устранить неисправность или указать решение проблемы.
Вторая причина — в компетентности; не каждый специалист сумеет ответить на все вопросы, а рядовой автовладелец — и подавно!
Когда нужно делать компьютерную диагностику?
Данная процедура зачастую прописана в Инструкции по эксплуатации вашего авто. Чаще всего производители «рекомендуют» посещение сервиса строго по регламентам — километрам пробега или строкам эксплуатации, у одних по 10-ти, 20-тысячному или 50-тысячному «периодам», у других «через код или каждые два года», это зависит от марки, модели и производителя.
Кроме этого, производители предусмотрели несколько сценариев оповещения владельца – пиктограммами на приборной панели.
«Правила поведения» автовладельца в таких случаях следующие:
- Желтый и/или оранжевый сигнал обозначает проблему, но не обязывает немедленно обратиться в автосервис;
- Желтый мигающий указывает, что «посетить СТО следует при первой возможности»;
- Красный указывает водителю, что необходимо прекратить движение и вызывать помощь – мобильную мастерскую или эвакуатор.
Но наш соотечественник приучен принимать меры только тогда, когда уже «гром грянул» или «петух клюнул», когда уже вполне отчетливо слышны «неправильные» звуки или «чтой-то уж не совсем адекватно» ведет себя автомобиль.
И порой — уже поздно!
Как делать диагностику автомобиля
Какие диагностические устройства — самые лучшие? Этот — также довольно популярный и при этом, наверное, самый глупый вопрос в интернете. Для компьютерной диагностики сегодня используются и полноценные компьютеры (ноутбуки), и планшеты, и даже… мобильные телефоны, если помнить, что смартфон — это такой же персональный компьютер, только попроще.
Существует множество видов диагностических приборов, и начнем сверху — с профессиональных и специализированных:
- Дилерский сканер
Такой работает с конкретной маркой, в крайнем случае, с «родственными» брендами в пределах группы — General Motors (которая насчитывает в своем составе несколько групп производителей по всему миру), VW Group (которая на сегодня включает в себя более десятка брендов), PSA Peugeot-Citroen-Opel Alliance, Renault-Nissan-Dacia-АВТОВАЗ Group, и так далее.
В таких компьютерах «зашит» довольно обширный инструментарий не только для диагностики и контроля работы узлов и систем, но и программирования, а также перепрограммирования самых различных параметров. Подобные сканеры способны не только расшифровывать коды, но даже указывать причины ошибок и неисправностей, но самое главное — указывать способы их устранения.
- Мультимарочные и универсальные сканеры и приборы.
Эти «работают» с довольно длинным списком автомобилей и производителей, однако это их преимущество является и главным недостатком. Как и всякая другая универсальность, эти приборы имеют «недостаточную глубину» диагностики.
Не все из них способны перепрограммировать блоки ЭБУ и не во всех моделях, поскольку сегодня разные производители используют и разные протоколы учета данных. Да, сегодня «мультимарочники» поддерживают несколько протоколов обмена данными, укомплектованы всевозможными и различными переходниками и адаптерами под разные диагностические разъемы, но для «серьезной глубинной работы» с автомобилем они — не готовы.
- Любительские сканеры и мотор-тестеры.
Эти без особого труда подключаются к колодке ЭБУ автомобиля, имеют специально загруженное из интернета ПО или приложения к смартфону, работают по проводу или даже bluetooth-протоколу, просты в использовании и обслуживании. Однако с помощью смартфона только и можно, что проверить некоторые параметры, увидеть самые явные системные ошибки и даже выполнить кое-какие сервисные «телодвижения». Но для работы с ЭБУ автомобиля, для изменения параметров его систем — подобный сканер не способен.
ТОП самых глупых вопросов о диагностике авто
Интернет, на самом-то деле, просто кишит всевозможными лайф-хаками, “поучалками” и советами. Например, если горит «чек» или любая другая пиктограмма, то можно принять к обочине и «перезапуститься», то есть, заглушить двигатель и снова его завести. Иногда нужно отсоединить и снова прикрутить на место минусовую клемму АКБ — и пиктограмма исчезнет.
Да, иногда подобные «процедуры» работают, однако исчезает только сигнал с приборной доски, а саму проблему никто не решил.
На компьютерную диагностику у спецам приезжают по нескольким причинам:
- Для проверки неизвестного тебе авто перед его покупкой (реже – перед его продажей);
- При появлении на приборной панели не понятных пиктограмм (при появлении знакомых никто на автосервис не едет — а зря!);
- При возникновении тех самых «неадекватных» звуков, запахов и проявлений прочего непонятного поведения автомобиля.
Самый универсальный совет звучит так — нужно немедленно остановиться и спросить совета у своего более опытного приятеля, знакомого, а лучше — у знакомого автомеханика, немедленно выяснить причину звуков, шумов, запахов и тд. А при систематических появлениях пиктограмм — немедленно на сервис. Сколько бы ни стоила диагностика.
Не медля!
Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист,
редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»,
специально для Инжектор.UA
Услуги Диагностика автомобилей компьютером