Диагностика автомобилей компьютером

Диагностика автомобилей компьютером

Современное авто сегодня является исключительно сложным сочетанием электрики и, главное, электроники, а также механики, гидравлики и т.п. 

Электрическая начинка и электронные устройства автомобиля включают в себя: 

  1. Систему питания, причем не зависимо от типа топлива – это бензин, дизель или газ (с автомобилями гибридными и/или «чисто электрическими» алгоритмы диагностики иные);
  2. Систему зажигания, речь о традиционных двигателях внутреннего сгорания (ДВС);
  3. Систему газораспределения;
  4. Систему смазки, причем не только двигателя, но и вообще всех движущихся сопряженных пар деталей и механизмов;
  5. Систему охлаждения не только самого ДВС, но и зачастую некоторых иных механических узлов, таких, например, как тормоза, коробки перемены передач (КПП), детали и компоненты трансмиссии, элементы ходовой.

«Самым главным в команде» является электронный блок управления (ЭБУ) автомобилем, а зачастую и не один, который держат под контролем все основные, а также периферийные блоки управления всеми системами и механизмами. 

В частности:

  1. Системы управления самого ДВС; 
  2. ЭБУ тормозной системы/тормозных систем и их электронных компонентов (ABS, ESP, антипробуксовочных, противозаносных и так далее); 
  3. Системы удержания авто в пределах своей полосы, системы корректировки на скользких покрытиях (ESP), круиз-контроль и автопилот, системы контроля мертвых зон и другие «электронные консультанты и помощники» активной системы безопасности, которые, в свою очередь, «работают в связке» с системами управления двигателем, тормозных систем и тд.;
  4. Электронный блок управления пассивной безопасностью контролирует работу датчиков удара, гироскопов (иногда компаса и датчика изменения угла наклона автомобиля, если подобные устройства предусмотрены в конструкции автомобиля), преднатяжителей ремней, пиропатронов, подушек безопасности (SRS) и так далее; 
  5. Системы управления комфортом – кондиционирования, отопления и вентиляции салона, подогревы ветрового и заднего окна, сидений, рулевого колеса и тд;
  6. Управление приборами головного и наружного освещения, а также внутренними световыми устройствами и приборами; 
  7. Системы защиты автомобиля от несанкционированного проникновения в салон и угона автомобиля (иммобилайзеры, сигнализации, системы и датчики GPS/GSM и тп); 
  8. В довершение — управление всем остальным заводским дополнительным оборудованием, а также самостоятельно инсталлированным автовладельцем. 

Каждый из названных ЭБУ является своеобразным и специализированным микрокомпьютером, который принимает массивы данных от различных датчиков, актуаторов и прочих исполнительных и контрольных устройств автомобиля. 

Если, например, говорить непосредственно об ЭБУ ДВС, то у него имеется «связь»:

  1. С датчиками положения коленвала и распределительного вала (распределительных валов);
  2. С расходомером воздуха; 
  3. С «распределителями» подачи в цилиндры искры и топлива, с инжекторами, с регуляторами холостого хода и тд; 
  4. Включая компоненты выхлопа: лямбда-зонд, температурные датчики, каталитический конвертер/нейтрализатор/катализатор и тд, и тп, и проч. 

Все блоки ЭБУ имеют между собой связь через так называемые CAN-шины, что и позволяет осуществлять бесперебойную работу всех систем, узлов и механизмов. Самый главный «по тарелочкам» центральный ЭБУ, плюс каждый из периферийных блоков, все они имеют диагностические разъемы, однако пользуются ими исключительно специалисты. С центрального разъема снимаются данные об ошибках и неисправностях элементов; производится общая и оперативная диагностика, а также контроль за работой устройств, систем и узлов. 

 

Комплексная диагностика автомобиля: что входит?

Это наиболее популярный вопрос в этой группе запросов в интернете, и ответ звучит так — провести первичную, предварительную и, при этом, весьма поверхностную диагностику самостоятельно — можно, но скорректировать и согласовать работу не только всех систем, но хотя бы даже какой-либо одной — нельзя! 

Причин несколько.

Первая – в приборах, оборудовании. 

Любительские, полупрофессиональные и многие мультимарочные сканеры, которые сегодня продаются «на каждом углу», способны только «обозначить проблему», определить ошибки, но даже расшифровать их коды, то есть — «довести до сведения». Самое большое, на что способны подобные приборы и приборчики — это указать место неисправности, «стереть» ошибку в памяти бортового ЭБУ, но они не имеют возможности устранить неисправность или указать решение проблемы. 

Вторая причина — в компетентности; не каждый специалист сумеет ответить на все вопросы, а рядовой автовладелец — и подавно!

Когда нужно делать компьютерную диагностику?

Данная процедура зачастую прописана в Инструкции по эксплуатации вашего авто. Чаще всего производители «рекомендуют» посещение сервиса строго по регламентам — километрам пробега или строкам эксплуатации, у одних по 10-ти, 20-тысячному или 50-тысячному «периодам», у других «через код или каждые два года», это зависит от марки, модели и производителя. 

Кроме этого, производители предусмотрели несколько сценариев оповещения владельца – пиктограммами на приборной панели. 

«Правила поведения» автовладельца в таких случаях следующие:

  1. Желтый и/или оранжевый сигнал обозначает проблему, но не обязывает немедленно обратиться в автосервис;
  2. Желтый мигающий указывает, что «посетить СТО следует при первой возможности»;
  3. Красный указывает водителю, что необходимо прекратить движение и вызывать помощь – мобильную мастерскую или эвакуатор.

Но наш соотечественник приучен принимать меры только тогда, когда уже «гром грянул» или «петух клюнул», когда уже вполне отчетливо слышны «неправильные» звуки или «чтой-то уж не совсем адекватно» ведет себя автомобиль. 

И порой — уже поздно!

 

Как делать диагностику автомобиля

Какие диагностические устройства — самые лучшие? Этот — также довольно популярный и при этом, наверное, самый глупый вопрос в интернете. Для компьютерной диагностики сегодня используются и полноценные компьютеры (ноутбуки), и планшеты, и даже… мобильные телефоны, если помнить, что смартфон — это такой же персональный компьютер, только попроще.

Существует множество видов диагностических приборов, и начнем сверху — с профессиональных и специализированных:

  1. Дилерский сканер

Такой работает с конкретной маркой, в крайнем случае, с «родственными» брендами в пределах группы — General Motors (которая насчитывает в своем составе несколько групп производителей по всему миру), VW Group (которая на сегодня включает в себя более десятка брендов), PSA Peugeot-Citroen-Opel Alliance, Renault-Nissan-Dacia-АВТОВАЗ Group, и так далее. 

В таких компьютерах «зашит» довольно обширный инструментарий не только для диагностики и контроля работы узлов и систем, но и программирования, а также перепрограммирования самых различных параметров. Подобные сканеры способны не только расшифровывать коды, но даже указывать причины ошибок и неисправностей, но самое главное — указывать способы их устранения.

дилерский сканер

Так (или приблизительно так) может выглядеть дилерский сканер. Зачастую каждый производитель “придумывает” собственные головные устройства, периферию и даже ПО (программное обеспечение)

 

  1. Мультимарочные и универсальные сканеры и приборы.

Эти «работают» с довольно длинным списком автомобилей и производителей, однако это их преимущество является и главным недостатком. Как и всякая другая универсальность, эти приборы имеют «недостаточную глубину» диагностики. 

Не все из них способны перепрограммировать блоки ЭБУ и не во всех моделях, поскольку сегодня разные производители используют и разные протоколы учета данных. Да, сегодня «мультимарочники» поддерживают несколько протоколов обмена данными, укомплектованы всевозможными и различными переходниками и адаптерами под разные диагностические разъемы, но для «серьезной глубинной работы» с автомобилем они — не готовы. 

мультимарочный сканер

Мультимарочные, многопрофильные и “много умеющие”  диагностические устройства имеют и целый набор переходников под разные диагностические разъемы, и целый “набор” различных ПО.

 

  1. Любительские сканеры и мотор-тестеры.

Эти без особого труда подключаются к колодке ЭБУ автомобиля, имеют специально загруженное из интернета ПО или приложения к смартфону, работают по проводу или даже bluetooth-протоколу, просты в использовании и обслуживании. Однако с помощью смартфона только и можно, что проверить некоторые параметры, увидеть самые явные системные ошибки и даже выполнить кое-какие сервисные «телодвижения». Но для работы с ЭБУ автомобиля, для изменения параметров его систем — подобный сканер не способен.

мотор-тестер

В представленном наборе на этом фото не хватает еще одного “приспособления” — смартфона. При наличии соответствующего переходника-разъема и нужной программы, и смартфон кое-что умеет.

 

 

ТОП самых глупых вопросов о диагностике авто

Интернет, на самом-то деле, просто кишит всевозможными лайф-хаками, “поучалками” и советами. Например, если горит «чек» или любая другая пиктограмма, то можно принять к обочине и «перезапуститься», то есть, заглушить двигатель и снова его завести. Иногда нужно отсоединить и снова прикрутить на место минусовую клемму АКБ — и пиктограмма исчезнет. 

Да, иногда подобные «процедуры» работают, однако исчезает только сигнал с приборной доски, а саму проблему никто не решил.

На компьютерную диагностику у спецам приезжают по нескольким причинам:

  1. Для проверки неизвестного тебе авто перед его покупкой (реже – перед его продажей);
  2. При появлении на приборной панели не понятных пиктограмм (при появлении знакомых никто на автосервис не едет — а зря!);
  3. При возникновении тех самых «неадекватных» звуков, запахов и проявлений прочего непонятного поведения автомобиля. 

Самый универсальный совет звучит так — нужно немедленно остановиться и спросить совета у своего более опытного приятеля, знакомого, а лучше — у знакомого автомеханика, немедленно выяснить причину звуков, шумов, запахов и тд. А при систематических появлениях пиктограмм  — немедленно на сервис. Сколько бы ни стоила диагностика.

Не медля!

 

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер, журналист,

редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»,

специально для Инжектор.UA

 

Услуги Диагностика автомобилей компьютером