ГБО 4 поколения: плюсы и минусы
Установка ГБО 4 поколения
Установкой ГБО 4-го поколения сегодня занимается огромное множество компаний, и цены в Украине, в том числе и в Киеве весьма разнятся. И сразу могу дать практический совет: для того, чтобы выбрать себе СТО, специализирующееся на установках газобаллонного оборудования, нужно учесть и еще один немаловажный фактор — не все они аккредитованы и являются лабораториями по сертификации ГБО в нашей стране. Вы можете соблазниться не слишком высокой ценой установки, зато можете потерять много времени (да и денег), разыскивая нужное вам сертифицирующее предприятие. А без сертификата (и еще нескольких нужных документов) вы не сможете зарегистрировать ГБО в Сервисном центре. Без необходимой записи в особых отметках Свидетельства о регистрации вы рискуете и штраф заплатить, а то и вовсе потерять водительское удостоверение.
В порядке информации: предприятие, на сайте которого вы сейчас находитесь — Injector.ua, — как раз является и установщиком, и аккредитованной лабораторией. Тут с вами проведут собеседование, проинспектируют ваш автомобиль, подберут соответствующее и/или оптимальное оборудование, установят и произведут его настройку. А самое главное — тут вы получите полный пакет документов для регистрации и в любое удобное для вас время, (но обязательно в течение 10-ти дней) сможете поехать в ТСЦ и узаконить изменения в конструкции.
Комплектация ГБО 4 поколения
В отличие от первых поколений ГБО, а также от 5-го и 6-го, 4-е включает в себя:
Топливный бак (газовый баллон), который может иметь традиционно цилиндрическую форму или форму бублика – тороида. Установщики его, кстати, так и называют — «бублик» или «таблетка». Его основное преимущество заключается в том, что его можно уложить в нишу запасного колеса. Если у вас большой автомобиль с объемным багажником, тогда это не особо большая проблема, существуют тороидальные баллоны до 95 литров объема, и запаска в багажнике не сильно будет мешать. А если у вас автомобиль классов В или С (хоть седан, хоть хэтчбек), тогда и «бублик» у вас будет максимум на 42 литра, и места для запаски почти не останется. Из личного опыта: постарайтесь купить и установить в автомобиле баллон максимально возможного объема, тогда и на АЗС не придется «нырять» каждые 200-300 километров.
- Мультиклапан с датчиком уровня топлива и вентиляционной камерой устанавливается в горловине бака. Этот узел оснащен еще и так называемой заборной трубкой, и предохранительным (разгрузочным) клапаном, который выключает заправку при наборе приблизительно 80% объема баллона (техника безопасности). Также он предупреждает утечку и стравливает излишки давления при изменении погоды (температуры окружающего воздуха).
- Трубопроводы, газовые (топливные) магистрали должны выдерживать высокое давление, и при установки их в аккредитованном техцентре вам предложат исключительно сертифицированную продукцию.
- Топливные магистрали низкого давления, а также патрубки, тройники и переходники для инсталляции газового редуктора в штатную систему охлаждения двигателя.
- ВЗУ — выносное заправочное устройство — предназначено понятно для чего, а устанавливается в любом месте кузова по вашему желанию. Если имеется такая техническая и компоновочная возможность, то ВЗУ устанавливают под лючок бензобака. Если нет, то вариантов много — и в самом багажнике, и под бампером, и тп.
- Газовые клапаны и фильтры. Обычно в ГБО 4-го поколения их два – грубой и тонкой очистки. Из личного опыта: газобаллонное оборудование требует систематического, и как минимум, ежегодного обслуживания. В числе прочих позиций регламента числится и замена этих самых фильтров. Иногда приезжаешь на ТО, а автомеханик снимает фильтр и ртом (губами) его не может продуть. Именно в этот момент тебе становится понятным, почему у тебя такой высокий расход. То есть, вывод: меняйте фильтры даже чаще, чем раз в 12 месяцев. Из фильтра грубой очистки автомеханики даже порой демонстрируют автовладельцу, сколько там насобиралось «мусора».
- Газовый редуктор 4-го поколения — едва ли не самая существенная и наиболее сложная часть газобаллонного оборудования 4-го поколения. Это многоступенчатый и сложный узел, состоящий из нескольких последовательных камер, в которых газ постепенно и поэтапно переводится из жидкого в газообразное состояние; для этого редуктор оборудован соответственно «рубашкой обогрева», различными датчиками и контроллерами.
- Форсунки могут быть установлены на рампе либо во впускном коллекторе, это зависит от конструктивных особенностей вашего двигателя.
- Электронный блок управления газовой системой питания (ЭБУ) также имеет свои особенности, их множество типов, и устанавливается управляющий блок параллельно основному штатному ЭБУ двигателя. Именно от этого устройства (а также от умений и опыта установщиков) зависит и корректная работа ГБО, и плавность работы вашего ДВС, и, самое главное, расход топлива.
- Программным обеспечением также занимаются сами установщики, и для вашего автомобиля подбирают наиболее оптимальный его вариант.
Плюсы и минусы ГБО 4 поколения
К плюсам газобаллонного оборудования можно отнести следующие:
- Экономия на затратах по топливу, которая зависит от самых разных условий:
- от класса вашего автомобиля;
- от типа (и мощности) вашего двигателя;
- от специфики трансмиссии;
- от условий эксплуатации и ежемесячного пробега.
И эта экономия может составить до 15-25% от ваших расходов на бензин.
- Запас хода на одном баке, а точнее на одной заправке и двух баках, бензин + газ, увеличивается вдвое (зависит от объема установленного газового баллона).
- Экологичность, а также меньший износ деталей двигателя. С одной стороны, газ действительно экологичнее бензина, поскольку в его выхлопе не содержатся несгоревшие углеводороды, сажа, сера и так далее, а следовательно — и нагара будет значительно меньше, чем от бензина. С другой стороны, газ значительно более теплотворен, чем бензин, его октановое число приближается, а иногда даже зашкаливает «за сотню», поэтому за состоянием двигателя, его ЦПГ и ГРМ, нужно внимательно следить. Как рассказывают сами установщики, иные моторы газ «сушит», от чего подгорают клапана и седла клапанов, а также «сыпятся» поршневые кольца и тд. Обо всем этом вас предупредят в техцентра при собеседовании, установке и инструктаже по эксплуатации и безопасности.
Шесть поколений ГБО
Если говорить о преимуществах и недостатках ГБО 4-го поколения в сравнении с другими, то первые три поколения были предназначены для карбюраторов, а поколение «4» и так называемое «4+» — для современных автомобилей с впрыском. Тут о преимуществах и недостатках говорить бесполезно, поскольку системы эти предназначены для разных типов ДВС.
Что касается пятого и шестого поколений, то тут газ подается в цилиндры не в парообразном состоянии, а в жидком, как, например, бензин. Комплектующих тут значительно меньше, чем в ГБО всех остальных поколений, но цена и сложность его буквально зашкаливают, поэтому в Украине оно не сильно популярно.
Топливо для ГБО
Топливом для газобаллонного оборудования являются сжиженный пропан-бутан и сжатый метан (который не столь популярен, но также «имеет право» на существование).
В частности, для транспортировки и хранения метана его сжимают до давления под 200 атмосфер. Соответственно, и баллоны для автомобилей на метане используются прочные и тяжелые, именно поэтому метановые системы более «популярны» на автобусах и грузовиках. Хотя октановое число метана равно 110 единицам, и он прекрасно «работает» в цилиндрах, но двигатель при этом теряет примерно 10-25% своей мощности (зависит от типа оборудования, мощности ДВС и тп). Да к тому же и само оборудование стоит чуть не в два дороже, чем ГБО для пропана. Да и нормы безопасности тут на порядок строже.
Газовая смесь пропана и бутана более технологична, и она в плане эксплуатации проще, надежнее и дешевле. Например, транспортируется и хранится смесь в баллонах в сжиженном виде, и ее рабочее давление составляет всего 14-16 (а не 200-230) атмосфер.
В переходные периоды сезонов (лето-зима и зима-лето) имеет смысл следить и интересоваться на заправке о процентном соотношении смеси пропана и бутана. Зимой, например, должен преобладать пропан, хотя на практике данный вопрос не так критичен, как, например, в отношении дизельного топлива — зимняя и летняя солярка.
Цены и сроки
Сравнивать цены ГБО первых поколений с четвертым некорректно, поскольку, если у вас, например, карбюраторный автомобиль, то ГБО 4-го поколения вам установлено быть не может. А вот сравнение цен на 4-е поколение с пятым и шестым корректно и оно далеко не в пользу последних. ГБО 5-го и 6-го поколений (в зависимости от типа вашего транспортного средства, его двигателя, количества цилиндров и др), выше цен на ГБО 4-го поколения едва ли не в два раза. Именно поэтому оно и не так популярно у нас в Украине, как, например, в Европе.
Сроки установки ГБО 4-го поколения вполне приемлемы. Если вам назначено, и вы приехали вовремя, то установка и настройка могут занять всего один рабочий день.
Для справки: Любой автомобиль, в том числе и с газобаллонным оборудованием, причем ЛЮБОГО типа и ЛЮБОГО поколения требует внимания. Регламенты по техническому обслуживанию следует неукоснительно соблюдать, и в компании Injector.ua именно этим и занимаются. Здесь вам установят и настроят ГБО любого типа и любого поколения, а также выдадут соответствующие документы для регистрации его в Сервисном центре.
Полезное ГБО 4 поколения: плюсы и минусы