ГБО 4 поколения: плюсы и минусы

Установка ГБО 4 поколения

Установкой ГБО 4-го поколения сегодня занимается огромное множество компаний, и цены в Украине, в том числе и в Киеве весьма разнятся. И сразу могу дать практический совет: для того, чтобы выбрать себе СТО, специализирующееся на установках газобаллонного оборудования, нужно учесть и еще один немаловажный фактор — не все они аккредитованы и являются лабораториями по сертификации ГБО в нашей стране. Вы можете соблазниться не слишком высокой ценой установки, зато можете потерять много времени (да и денег), разыскивая нужное вам сертифицирующее предприятие. А без сертификата (и еще нескольких нужных документов) вы не сможете зарегистрировать ГБО в Сервисном центре. Без необходимой записи в особых отметках Свидетельства о регистрации вы рискуете и штраф заплатить, а то и вовсе потерять водительское удостоверение.

В порядке информации: предприятие, на сайте которого вы сейчас находитесь — Injector.ua, — как раз является и установщиком, и аккредитованной лабораторией. Тут с вами проведут собеседование, проинспектируют ваш автомобиль, подберут соответствующее и/или оптимальное оборудование, установят и произведут его настройку. А самое главное — тут вы получите полный пакет документов для регистрации и в любое удобное для вас время, (но обязательно в течение 10-ти дней) сможете поехать в ТСЦ и узаконить изменения в конструкции.

Комплектация ГБО 4 поколения

В отличие от первых поколений ГБО, а также от 5-го и 6-го, 4-е включает в себя:

 Топливный бак (газовый баллон), который может иметь традиционно цилиндрическую форму или форму бублика – тороида. Установщики его, кстати, так и называют — «бублик» или «таблетка». Его основное преимущество заключается в том, что его можно уложить в нишу запасного колеса. Если у вас большой автомобиль с объемным багажником, тогда это не особо большая проблема, существуют тороидальные баллоны до 95 литров объема, и запаска в багажнике не сильно будет мешать. А если у вас автомобиль классов В или С (хоть седан, хоть хэтчбек), тогда и «бублик» у вас будет максимум на 42 литра, и места для запаски почти не останется. Из личного опыта: постарайтесь купить и установить в автомобиле баллон максимально возможного объема, тогда и на АЗС не придется «нырять» каждые 200-300 километров.

 

  1. Мультиклапан с датчиком уровня топлива и вентиляционной камерой устанавливается в горловине бака. Этот узел оснащен еще и так называемой заборной трубкой, и предохранительным (разгрузочным) клапаном, который выключает заправку при наборе приблизительно 80% объема баллона (техника безопасности). Также он предупреждает утечку и стравливает излишки давления при изменении погоды (температуры окружающего воздуха).
  2. Трубопроводы, газовые (топливные) магистрали должны выдерживать высокое давление, и при установки их в аккредитованном техцентре вам предложат исключительно сертифицированную продукцию.
  3. Топливные магистрали низкого давления, а также патрубки, тройники и переходники для инсталляции газового редуктора в штатную систему охлаждения двигателя.
  4. ВЗУ — выносное заправочное устройство — предназначено понятно для чего, а устанавливается в любом месте кузова по вашему желанию. Если имеется такая техническая и компоновочная возможность, то ВЗУ устанавливают под лючок бензобака. Если нет, то вариантов много — и в самом багажнике, и под бампером, и тп.
  5. Газовые клапаны и фильтры. Обычно в ГБО 4-го поколения их два – грубой и тонкой очистки. Из личного опыта: газобаллонное оборудование требует систематического, и как минимум, ежегодного обслуживания. В числе прочих позиций регламента числится и замена этих самых фильтров. Иногда приезжаешь на ТО, а автомеханик снимает фильтр и ртом (губами) его не может продуть. Именно в этот момент тебе становится понятным, почему у тебя такой высокий расход. То есть, вывод: меняйте фильтры даже чаще, чем раз в 12 месяцев. Из фильтра грубой очистки автомеханики даже порой демонстрируют автовладельцу, сколько там насобиралось «мусора».
  6. Газовый редуктор 4-го поколения — едва ли не самая существенная и наиболее сложная часть газобаллонного оборудования 4-го поколения. Это многоступенчатый и сложный узел, состоящий из нескольких последовательных камер, в которых газ постепенно и поэтапно переводится из жидкого в газообразное состояние; для этого редуктор оборудован соответственно «рубашкой обогрева», различными датчиками и контроллерами.
  7. Форсунки могут быть установлены на рампе либо во впускном коллекторе, это зависит от конструктивных особенностей вашего двигателя.
  8. Электронный блок управления газовой системой питания (ЭБУ) также имеет свои особенности, их множество типов, и устанавливается управляющий блок параллельно основному штатному ЭБУ двигателя. Именно от этого устройства (а также от умений и опыта установщиков) зависит и корректная работа ГБО, и плавность работы вашего ДВС, и, самое главное, расход топлива.
  9. Программным обеспечением также занимаются сами установщики, и для вашего автомобиля подбирают наиболее оптимальный его вариант.

 

Плюсы и минусы ГБО 4 поколения

К плюсам газобаллонного оборудования можно отнести следующие:

  1. Экономия на затратах по топливу, которая зависит от самых разных условий:
  •  от класса вашего автомобиля;
  •  от типа (и мощности) вашего двигателя;
  •  от специфики трансмиссии;
  •  от условий эксплуатации и ежемесячного пробега.

И эта экономия может составить до 15-25% от ваших расходов на бензин.

  1. Запас хода на одном баке, а точнее на одной заправке и двух баках, бензин + газ, увеличивается вдвое (зависит от объема установленного газового баллона).
  2. Экологичность, а также меньший износ деталей двигателя. С одной стороны, газ действительно экологичнее бензина, поскольку в его выхлопе не содержатся несгоревшие углеводороды, сажа, сера и так далее, а следовательно — и нагара будет значительно меньше, чем от бензина. С другой стороны, газ значительно более теплотворен, чем бензин, его октановое число приближается, а иногда даже зашкаливает «за сотню», поэтому за состоянием двигателя, его ЦПГ и ГРМ, нужно внимательно следить. Как рассказывают сами установщики, иные моторы газ «сушит», от чего подгорают клапана и седла клапанов, а также «сыпятся» поршневые кольца и тд. Обо всем этом вас предупредят в техцентра при собеседовании, установке и инструктаже по эксплуатации и безопасности.

Шесть поколений ГБО

Если говорить о преимуществах и недостатках ГБО 4-го поколения в сравнении с другими, то первые три поколения были предназначены для карбюраторов, а поколение «4» и так называемое «4+» — для современных автомобилей с впрыском. Тут о преимуществах и недостатках говорить бесполезно, поскольку системы эти предназначены для разных типов ДВС.

 

ГБО 5 поколения

ГБО 5 поколения

Что касается пятого и шестого поколений, то тут газ подается в цилиндры не в парообразном состоянии, а в жидком, как, например, бензин. Комплектующих тут значительно меньше, чем в ГБО всех остальных поколений, но цена и сложность его буквально зашкаливают, поэтому в Украине оно не сильно популярно.

Топливо для ГБО

Топливом для газобаллонного оборудования являются сжиженный пропан-бутан и сжатый метан (который не столь популярен, но также «имеет право» на существование).

 

Газовая заправка

Газовая заправка

В частности, для транспортировки и хранения метана его сжимают до давления под 200 атмосфер. Соответственно, и баллоны для автомобилей на метане используются прочные и тяжелые, именно поэтому метановые системы более «популярны» на автобусах и грузовиках. Хотя октановое число метана равно 110 единицам, и он прекрасно «работает» в цилиндрах, но двигатель при этом теряет примерно 10-25% своей мощности (зависит от типа оборудования, мощности ДВС и тп). Да к тому же и само оборудование стоит чуть не в два дороже, чем ГБО для пропана. Да и нормы безопасности тут на порядок строже.

Газовая смесь пропана и бутана более технологична, и она в плане эксплуатации проще, надежнее и дешевле. Например, транспортируется и хранится смесь в баллонах в сжиженном виде, и ее рабочее давление составляет всего 14-16 (а не 200-230) атмосфер.

В переходные периоды сезонов (лето-зима и зима-лето) имеет смысл следить и интересоваться на заправке о процентном соотношении смеси пропана и бутана. Зимой, например, должен преобладать пропан, хотя на практике данный вопрос не так критичен, как, например, в отношении дизельного топлива — зимняя и летняя солярка.

Цены и сроки

Сравнивать цены ГБО первых поколений с четвертым некорректно, поскольку, если у вас, например,  карбюраторный автомобиль, то ГБО 4-го поколения вам установлено быть не может. А вот сравнение цен на 4-е поколение с пятым и шестым корректно и оно далеко не в пользу последних. ГБО 5-го и 6-го поколений (в зависимости от типа вашего транспортного средства, его двигателя, количества цилиндров и др), выше цен на ГБО 4-го поколения едва ли не в два раза. Именно поэтому оно и не так популярно у нас в Украине, как, например, в Европе.

Сроки установки ГБО 4-го поколения вполне приемлемы. Если вам назначено, и вы приехали вовремя, то установка и настройка могут занять всего один рабочий день.

Для справки: Любой автомобиль, в том числе и с газобаллонным оборудованием, причем ЛЮБОГО типа и ЛЮБОГО поколения требует внимания. Регламенты по техническому обслуживанию следует неукоснительно соблюдать, и в компании Injector.ua именно этим и занимаются. Здесь вам установят и настроят ГБО любого типа и любого поколения, а также выдадут соответствующие документы для регистрации его в Сервисном центре.

Полезное ГБО 4 поколения: плюсы и минусы Injector.ua 2024-11-07 1