Клапан холостого хода (КХХ)

Электронный блок управления позволяет автоматически регулировать работу мотора при холостом ходе посредством клапана такого хода (КХХ), который установлен в корпусе дроссельной заслонки.

Регулирование оборотов КХХ выполняется за счет регулировки периодичности вращения коленчатого вала, осуществляемого благодаря дозированию расхода потребляемого воздуха через обходной канал и минуя дроссельную заслонку. Шаговый двигатель КХХ управляется непосредственно импульсами, поступающими с электронного блока управления. Отвечая на каждый импульс ротор мотора производит поворот на определённый угол, влияя на запорный элемент клапана посредством винтового механизма и смещая его относительно седла. Изменение проходного сечения клапана, которое произошло между седлом и элементом запирания, обеспечивает регулированное потребление воздуха при помощи обходного канала.

Благодаря КХХ ЭБУ может поддерживать определённые частоты оборотов при холостом ходе. Их значения воспроизводятся из памяти электронного блока, содержатся и хранятся там в виде зависимости от положения выключателя «Стоянка/нейтрал», давления в системе кондиционирования, напряжения аккумуляторной батареи, скорости автомобиля и от температуры жидкости охлаждения. ЭБУ регулирует состояние элемента запирания КХХ в зависимости от нужной интенсивности оборотов холостого хода, прогретого до нормальной температуры мотора для различных состояний его работы (к примеру, когда кондиционер работает/не работает, когда селектор АКП находится в режиме «Движение» или «Стоянка»).

Значения установленной частоты оборотов при холостом ходе двигателя сохраняется в памяти ЭБУ даже после выключения зажигания автомобиля.

Именно эти данные становятся основанием для ЭБУ в расчетах положения КХХ в текущий момент. Такая последовательность ЭБУ предотвращает возникновение зависимости частоты оборотов мотора при холостом ходе от систематически повторяющихся и случайных факторов. Например, таких как, произвольные отклонения дроссельной заслонки от стандартного положения при вдавленной педали акселератора либо износ двигателя. Электронный блок управления поддерживает сохранение автоматической частоты оборотов мотора при холостом ходе на запрашиваемом уровне. Одновременно с этим, при прекращении подачи питания на блок управления, может нарушиться корректная работа двигателя при холостых оборотах. По этой причине, при старте мотора может появится необходимость частично нажать на педаль газа, пока ЭБУ не станет автоматически контролировать двигатель при холостом ходе.

Частота оборотов мотора на холостых зависит от количества используемого воздуха, который поступает в коллектор впуска. Этот общий расход является суммой потребляемого объема воздуха через прикрытую дроссельную заслонку, через КХХ и небольшого потребления воздуха вакуумными шлангами, которые соединяют впускной трубопровод и всевозможные вакуумные устройства. Изначальная позиция дроссельной заслонки при выжатой педали акселератора обозначено и отрегулировано на заводе-изготовителе, фиксируясь при этом ограничительным винтом. Такая позиция заслонки обеспечивает достаточное потребление воздуха впускным трубопроводом для возврата элемента запирания КХХ в требуемые различные положения при автоматической установке периодичности оборотов.

Стоит учитывать, что используемое в отношении данного двигателя, первичное положение дроссельной заслонки нельзя брать как положение, которое соответствует минимальной частоте оборотов холостого хода. Головка же ограничительного винта холостого хода закрыта колпачком.

Следует помнить, что категорически возбраняется снимать защитный колпачок винта ограничения и производить регулировку. Некорректная регулировка может повлечь за собой повреждения корпуса дроссельной заслонки или КХХ.

ЭБУ выполняет обновление калибровки положения элемента запирания КХХ после каждого запуска блока зажигания и после того, как будет достигнута скорость более 48 км/ч при адекватном ускорении. Процедура калибровки подразумевает полное втягивание элемента запирания, затем его выпуск вплоть до закрытия клапана и последующего частичного отвода от седла клапана в необходимое положение.