Как работает ГБО и нужно ли ставить газ?
Как работает ГБО и нужно ли ставить газ?
ГБО — это газобаллонное оборудование, которое после монтажа на автомобиль выполняет роль альтернативной топливной системы, питающей двигатель газовой смесью.
ГБО — что это?
Все знают, как устроен ДВС, и что он работает на ископаемом топливе, которое относится к углеводородам: бензин и дизель. Однако некоторые бензиновые двигатели рассчитаны на использование еще одной категории топлива — газа.
Используемым для заправки автомобилей с ГБО топливом является пропан-бутан (очищенный и подготовленный газ нефтяного происхождения) или же природный метан. Чтобы машина могла использовать такое альтернативное топливо — нужна установка газобаллонного комплекса, который как мы уже отметили выше, выполняет роль дополнительной топливной системы. Другими словами, автомобиль станет использовать два вида топлива.
Важно отметить, что “газифицировать” можно и дизельный мотор. Достаточно провести действия по снижению степени сжатия топливной смеси с частичной заменой основного топлива газом. Однако все эти усилия приведут к максимальной экономии всего в 20%. Поэтому для легковых дизельных автомобилей, которые и так довольно экономичны, дополнительная топливная система нецелесообразна с учетом стоимости монтажа и последующей невысокой экономии.
Те, кто задумался о переводе машины на газ, сразу должны уяснить — конструктивно вся система авто остается исходной. Единственное существенное изменение — это интеграция электромагнитного клапана отключающего подачу бензина.
ГБО уникально тем, что его можно как снять, так и установить, когда вздумается, расширив возможности вашего автомобиля.
Газовая установка на машину значительно проще в работе и конструкции по сравнению с родной топливной системой. Фактически ГБО — топливный резервуар в багажнике в виде газового баллона с клапаном, отвечающим за регулируемую стравливаемую подачу газа в двигатель по топливной системе. Газ, подающийся в жидкостном состоянии, сперва попадает в редуктор нагретый хладагентом системы охлаждения. Тут он преобразуется в газообразное состояние. Затем подается в смеситель, где смешивается с воздухом и уже затем впрыскивается в цилиндры мотора.
Разумеется, простота не допускает самостоятельной установки. Данную задачу нужно непременно доверить профессионалам, знающим как устроен двигатель автомобиля и обладающим опытом работы с подобным оборудованием. Ведь монтаж подразумевает не только установку баллона, но и целого комплекса дополнительного оборудования, отвечающего за корректную работу и безопасность.
Перевод авто на газ
Большинство водителей интересует вопрос, в каких случаях требуется перевод авто на газ?
Для начала давайте определимся с основной целью использования ГБО на авто. Нет смысла лукавить, что главная задача — это экономия топлива. Пропан-бутановая смесь, на которой работает подавляющее большинство ГБО, значительно доступнее бензина по цене, а метан стоит и того дешевле. Поэтому ездить выгоднее, чем на любом бензине.
Однако, чтобы экономия действительно была, нужно устанавливать только высококачественные европейские газобаллонные системы, а не сомнительного качества и конструкции “самодельные” аналоги.
Учитывая, что цена хорошего газобаллонного оборудования не маленькая, необходимо правильно расставить приоритеты и убедиться в целесообразности его установки. Другими словами, нужно взять калькулятор и прикинуть сколько вы потребляете бензина и наезжаете километров.
Газификация автомобиля — это не сиюминутно окупаемое вложение, а инвестиция прямо скажем в перспективу, для тех, кто наматывает солидный километраж в течение года. Поэтому существует как минимум несколько категорий водителей, которым она ни к чему:
- Владельцы малолитражек могут избавить себя от подобных мыслей, поскольку их двигатели небольшого объема существенно потеряют в динамике. Кроме того, “ситикары” и так потребляют немного топлива, поэтому особого резона в экономии нет.
- Владельцы новых “автомобилей из салона” тоже выпадают, поскольку они моментально “слетают с гарантии”, как только начнут апгрейд машины.
- Водителям проезжающим в год до 20 000 км нет резона в газификации из-за долгого срока окупаемости инвестиции.
А вот примеры необходимой и обязательной установки газа на машину:
- Вы проезжаете более 20 000 км в год при этом активно используете климатические системы автомобиля.
- “Прожорливый” двигатель с потреблением 8-12 литров бензина в зависимости от режима вождения.
- Двигателю рекомендованы только премиальные (а значит дорогие) марки топлива.
Существует множество групп водителей, чья деятельность так или иначе нуждается в установке ГБО. Это и торговые представители, таксисты, курьеры и многие другие. Тенденция спроса стала таковой, что установить газобаллонное оборудование сейчас не зазорно даже на дорогие кроссоверы, представительские седаны бизнес-класса с внушительным мотором и соответственно топливным аппетитом.
Газ на авто плюсы и минусы
Преимуществ для чего нужен газ в авто довольно много. К числу самых главных относятся:
- экономичность эксплуатации при больших пробегах;
- увеличение диапазона пробега на одной заправке, за счет того, что используется два топливных бака;
- машину всегда можно завести даже при внезапном отказе основной топливной системы;
- экологичность и сокращение вредных выбросов;
- увеличение ресурса мотора за счет более высокого октанового числа.
Что касается недостатков, то они присутствуют только в качестве каких-то мифических, надуманных минусов, которых еще ни один водитель не обнаружил. Сразу отметим, что слухи о том, что “убивается двигатель”, “в любой момент взорвется” и прочие предрассудки незачем даже комментировать, поскольку тысячи установленных газовых систем по всей стране и постоянно растущий спрос говорят об обратном. Из очевидных недостатков можно выделить:
- уменьшение объема багажного отделения за счет установки баллона;
- незначительная потеря мощности двигателя в пределах 3-5%;
- проявление запаха газа.
На какие двигатели можно ставить газ?
Перевод машины на газ возможен практически для любой модели. Технологии регулярно совершенствуются, появляется новое оборудование, а также прошивки газовых блоков управления с адаптацией под любую модель.
Но есть ограниченная категория двигателей, с которыми ГБО не дружит. Основными причинами являются конструктивные особенности ДВС. На некоторых моделях во время засверливания газовых штуцеров можно нанести урон мотору. Подобная работа требует ювелирного исполнения, а потенциальная ошибка в работе может привести к серьезной, дорогостоящей в ремонте или практически невосстановимой поломке. Как правило, перед монтажом газовой установки на машину владельцев консультируют о возможности поставить газобаллонное оборудование на их модель.
Не переключается на газ: что делать?
Представим, что вы уже совершили перевод авто на газ, но столкнулись с досадной проблемой – ваша машина с ГБО 4 поколения упорно не хочет переключаться на газ. В чем причина такой ситуации и что с ней делать?
Есть несколько основных моментов, которые приводят к тому, что не включается ГБО 4 поколения:
- Завоздушенность системы охлаждения. Банальная воздушная пробка может застопорить работу. Решить эту проблему весьма просто — снять патрубок на редукторе и выпустить скопившийся воздух, проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долить до нужного объема;
- Проблемы с датчиком температуры. В процессе движение он регулярно подвержен механическому воздействию и риску поломки. Самое простое решение заменить его на новый;
- Не переключаться автомобиль может из-за неполадки электромагнитного клапана, который окислился. Простая очистка решит проблему с запуском системы.
В целом же, газобаллонное оборудование, как и родная топливная система требуют ухода и периодической диагностики. Только так вы сохраните умеренный расход ГБО 4 поколения, а значит 100% оправдаете газовую установку на машину.
Подводя итог можно ответственно заявить, что современные газобаллонные системы работают отлично практически на любом автомобиле. Газ можно и нужно ставить, если вы хотите сэкономить на потреблении бензина на больших пробегах или при использовании авто с большим объемом двигателя. С незначительными недостатками, такими, как “запаска» в багажнике, можно мириться, если это позволит серьезно сократить затраты на заправку автомобиля. Выгоды и удобства от использования ГБО в разы больше.
Полезное Как работает ГБО и нужно ли ставить газ?