Как работает ГБО и нужно ли ставить газ?

Как работает ГБО и нужно ли ставить газ?

ГБО — это газобаллонное оборудование, которое после монтажа на автомобиль выполняет роль альтернативной топливной системы, питающей двигатель газовой смесью. 

ГБО — что это?

Все знают, как устроен ДВС, и что он работает на ископаемом топливе, которое относится к углеводородам: бензин и дизель. Однако некоторые бензиновые двигатели рассчитаны на использование еще одной категории топлива — газа. 

Используемым для заправки автомобилей с ГБО топливом является пропан-бутан (очищенный и подготовленный газ нефтяного происхождения) или же природный метан. Чтобы машина могла использовать такое альтернативное топливо — нужна установка газобаллонного комплекса, который как мы уже отметили выше, выполняет роль дополнительной топливной системы. Другими словами, автомобиль станет использовать два вида топлива.

Состав системы ГБО

Компоненты ГБО

Важно отметить, что “газифицировать” можно и дизельный мотор. Достаточно провести действия по снижению степени сжатия топливной смеси с частичной заменой основного топлива газом. Однако все эти усилия приведут к максимальной экономии всего в 20%. Поэтому для легковых дизельных автомобилей, которые и так довольно экономичны, дополнительная топливная система нецелесообразна с учетом стоимости монтажа и последующей невысокой экономии. 

Те, кто задумался о переводе машины на газ, сразу должны уяснить — конструктивно вся система авто остается исходной. Единственное существенное изменение — это интеграция электромагнитного клапана отключающего подачу бензина. 

ГБО уникально тем, что его можно как снять, так и установить, когда вздумается, расширив возможности вашего автомобиля.

Газовая установка на машину значительно проще в работе и конструкции по сравнению с родной топливной системой. Фактически ГБО — топливный резервуар в багажнике в виде газового баллона с клапаном, отвечающим за регулируемую стравливаемую подачу газа в двигатель по топливной системе. Газ, подающийся в жидкостном состоянии, сперва попадает в редуктор нагретый хладагентом системы охлаждения. Тут он преобразуется в газообразное состояние. Затем подается в смеситель, где смешивается с воздухом и уже затем впрыскивается в цилиндры мотора.

Баллон ГБО под запаску

Баллон ГБО в багажнике автомобиля на месте запасного колеса

Разумеется, простота не допускает самостоятельной установки. Данную задачу нужно непременно доверить профессионалам, знающим как устроен двигатель автомобиля и обладающим опытом работы с подобным оборудованием. Ведь монтаж подразумевает не только установку баллона, но и целого комплекса дополнительного оборудования, отвечающего за корректную работу и безопасность. 

 

Расположение ГБО в автомобиле

Стандартные компоненты ГБО и места их установки в авто

Перевод авто на газ

Большинство водителей интересует вопрос, в каких случаях требуется перевод авто на газ?

Для начала давайте определимся с основной целью использования ГБО на авто. Нет смысла лукавить, что главная задача — это экономия топлива. Пропан-бутановая смесь, на которой работает подавляющее большинство ГБО, значительно доступнее бензина по цене, а метан стоит и того дешевле. Поэтому ездить выгоднее, чем на любом бензине. 

Однако, чтобы экономия действительно была, нужно устанавливать только высококачественные европейские газобаллонные системы, а не сомнительного качества и конструкции “самодельные” аналоги. 

Учитывая, что цена хорошего газобаллонного оборудования не маленькая, необходимо правильно расставить приоритеты и убедиться в целесообразности его установки. Другими словами, нужно взять калькулятор и прикинуть сколько вы потребляете бензина и наезжаете километров. 

Газификация автомобиля это не сиюминутно окупаемое вложение, а инвестиция прямо скажем в перспективу, для тех, кто наматывает солидный километраж в течение года. Поэтому существует как минимум несколько категорий водителей, которым она ни к чему: 

  1. Владельцы малолитражек могут избавить себя от подобных мыслей, поскольку их двигатели небольшого объема существенно потеряют в динамике. Кроме того, “ситикары” и так потребляют немного топлива, поэтому особого резона в экономии нет. 
  2. Владельцы новых “автомобилей из салона” тоже выпадают, поскольку они моментально “слетают с гарантии”, как только начнут апгрейд машины. 
  3. Водителям проезжающим в год до 20 000 км нет резона в газификации из-за долгого срока окупаемости инвестиции.

А вот примеры необходимой и обязательной установки газа на машину:

  1. Вы проезжаете более 20 000 км в год при этом активно используете климатические системы автомобиля.
  2. “Прожорливый” двигатель с потреблением 8-12 литров бензина в зависимости от режима вождения.
  3. Двигателю рекомендованы только премиальные (а значит дорогие) марки топлива.

Существует множество групп водителей, чья деятельность так или иначе нуждается в установке ГБО. Это и торговые представители, таксисты, курьеры и многие другие. Тенденция спроса стала таковой, что установить газобаллонное оборудование сейчас не зазорно даже на дорогие кроссоверы, представительские седаны бизнес-класса с внушительным мотором и соответственно топливным аппетитом.  

 

Газ на авто плюсы и минусы 

Преимуществ для чего нужен газ в авто довольно много. К числу самых главных относятся:

  • экономичность эксплуатации при больших пробегах;
  • увеличение диапазона пробега на одной заправке, за счет того, что используется два топливных бака;
  • машину всегда можно завести даже при внезапном отказе основной топливной системы;
  • экологичность и сокращение вредных выбросов;
  • увеличение ресурса мотора за счет более высокого октанового числа.

Что касается недостатков, то они присутствуют только в качестве каких-то мифических, надуманных минусов, которых еще ни один водитель не обнаружил. Сразу отметим, что слухи о том, что “убивается двигатель”, “в любой момент взорвется” и прочие предрассудки незачем даже комментировать, поскольку тысячи установленных газовых систем по всей стране и постоянно растущий спрос говорят об обратном.  Из очевидных недостатков можно выделить:

  • уменьшение объема багажного отделения за счет установки баллона;
  • незначительная потеря мощности двигателя в пределах 3-5%;
  • проявление запаха газа. 

На какие двигатели можно ставить газ? 

Перевод машины на газ возможен практически для любой модели. Технологии регулярно совершенствуются, появляется новое оборудование, а также прошивки газовых блоков управления с адаптацией под любую модель. 

Но есть ограниченная категория двигателей, с которыми ГБО не дружит. Основными причинами являются конструктивные особенности ДВС. На некоторых моделях во время засверливания газовых штуцеров можно нанести урон мотору. Подобная работа требует ювелирного исполнения, а потенциальная ошибка в работе может привести к серьезной, дорогостоящей в ремонте или практически невосстановимой поломке. Как правило, перед монтажом газовой установки на машину владельцев консультируют о возможности поставить газобаллонное оборудование на их модель.

 

ГБО установленное под капотом

ГБО, установленное под капотом автомобиля

Не переключается на газ: что делать? 

Представим, что вы уже совершили перевод авто на газ, но столкнулись с досадной проблемой – ваша машина с ГБО 4 поколения упорно не хочет переключаться на газ. В чем причина такой ситуации и что с ней делать?

Есть несколько основных моментов, которые приводят к тому, что не включается ГБО 4 поколения:

  1. Завоздушенность системы охлаждения. Банальная воздушная пробка может застопорить работу. Решить эту проблему весьма просто — снять патрубок на редукторе и выпустить скопившийся воздух, проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долить до нужного объема;
  2. Проблемы с датчиком температуры. В процессе движение он регулярно подвержен механическому воздействию и риску поломки. Самое простое решение заменить его на новый;
  3. Не переключаться автомобиль может из-за неполадки электромагнитного клапана, который окислился. Простая очистка решит проблему с запуском системы.

В целом же, газобаллонное оборудование, как и родная топливная система требуют ухода и периодической диагностики. Только так вы сохраните умеренный расход ГБО 4 поколения, а значит 100% оправдаете газовую установку на машину.

Подводя итог можно ответственно заявить, что современные газобаллонные системы работают отлично практически на любом автомобиле. Газ можно и нужно ставить, если вы хотите сэкономить на потреблении бензина на больших пробегах или при использовании авто с большим объемом двигателя. С незначительными недостатками, такими, как “запаска» в багажнике, можно мириться, если это позволит серьезно сократить затраты на заправку автомобиля. Выгоды и удобства от использования ГБО в разы больше.

 

Полезное Как работает ГБО и нужно ли ставить газ? Injector.ua 2024-11-07 1